logo search
1

7.1. Человек как биологический вид

Биологически человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду Homo (Человек), виду Homo sapiens (Человек разумный), подвиду Homo sapiens sapiens (Человек разумный разумный). Человеку свойствен весь обширный комплекс биологических реакций при взаимодействии со средой. Биосоциальная природа человека, о которой так много говорят, гораздо в большей степени био-, чем социальная. Вдобавок, социальная организация, близкая человеческой, существует у большинства видов обезьян. У них тоже есть иерархическая структура, средства и способы коммуникации, взаимовыручка, разнообразные способы надувательства соплеменников и прочие атрибуты социальной жизни.

Биологическая природа человека проявляется не только в обмене веществ и энергии, в стремлении сохранить жизнь и продолжить ее посредством размножения, но в обширном спектре рефлекторных поведенческих реакций, направленных на оптимальное приспособление к условиям среды обитания. Безусловные рефлексы – видовые, генетически закрепленные стереотипные формы поведения. Выделяют три группы безусловных рефлексов:

  1. витальные;

  2. зоосоциальные;

  3. саморазвития.

Для реализации витальной группы рефлексов не нужны особи того же вида. Некоторые из них:

Для реализации зоосоциальной группы рефлексов необходимо наличие особей того же вида. К этой группе рефлексов относятся, например:

Реализация рефлексов саморазвития независима от реализации двух первых групп рефлексов:

Условные рефлексы – индивидуально приобретенные в процессе жизни приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и бузусловно-рефлекторным актом. Условные рефлексы – основа любой адаптации организма к окружающей среде, то есть их главная роль – оптимально встроить живую систему в среду ее обитания. Один из принципов экологии (принцип Онсагера) гласит: при вероятности развития процесса в некотором множестве направлений реализуется то, которое обеспечивает минимум рассеивания энергии. Если холодает, у нас, как минимум, два пути адаптации: закаляться или надеть шубу. Человек выбирает путь с меньшими энергозатратами – надевает шубу. Изощреннейшая интеллектуальная деятельность человека порой целиком направлена на поиск варианта с минимумом рассеивания собственной энергии (вся цивилизация построена на достижении материальных благ и жизненного комфорта).

Человечество и на современном этапе реализует те же рефлекторные программы, что и весь животный мир. С этих позиций самонадеянно называть себя sapiens sapiens.

Что же по существу является отличием человека от животных? Вопрос очень важный еще и потому, что пока принцип Онсагера довлеет над человечеством, мы не только не предотвратим близкий уже экологический кризис, но и просто от телевизора не оторвемся (разве что к холодильнику). И Матушка-природа, в который раз запуская силы сукцессии, стрессами типа наводнений и землетрясений, будет учить нас подходить к жизни осознанно, а не рефлекторно.

Сознание высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира, это такое знание, которое может быть передано в форме образов, слов, символов. Осознанность или способность отслеживать как бы со стороны процессы, происходящие извне и изнутри (мысли, чувства, действия, события) – главное отличие человека от животных. В литературе можно встретить различные названия этого явления: саморефлексия, «наблюдатель» и проч. Белочка не может поступить иначе, чем диктует ей природа. Человек, осознающий в своем поведении реализацию рефлекса, может противостоять ему и противодействовать. Для белочки рефлексы – это гомеостаз со средой, это ее благо. Для человека, способного изменить всю биосферу в считанные столетия, рефлекторное поведение – однозначная и окончательная гибель.

Другое отличие человека от животных – творческая активность, как деятельность, в которой главное значение уделяется не результату, а процессу. Художник вдохновенно творит полотно не в надежде его продать, а в счастье и муках самого процесса живописи. Если к осознанности и творчеству добавить правильную, альтруистическую мотивацию, получится тип человека, способного реализовать ноосферу Тейяра-де-Шардена. А если учесть коллективную память (способность учиться у прошлых эпох) и духовный мир с его как раз альтруистическими мотивациями к жизни, можно говорить о реализации понятия «Человек» – чело (лоб, сознание), пребывающее в веках (непрерывно бодрствующее). Но перед этим каждому предстоит его битва со своими врожденными и приобретенными программами подсознания, на данном этапе явно мешающими эволюции человечества.

Столь «лирическое» отступление в строгом изложении сведений по экологии было сделано намеренно. Большинство экологов мира давно пришло к выводу о невозможности разрешения сложной экологической ситуации на планете без смены ценностей и приоритетов человека, без воспитания его экологической и духовной культуры. Возможно, человечеству еще не поздно начать осознанно реализовываться по пути от психогенеза к ноогенезу.