2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
Установление целевых показателей экологической эффективности в положениях стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 выделено в качестве самостоятельного направления планирования системы экологического менеджмента. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показателипо всем своим функциями на каждом уровне в рамках организации. При определении и анализе целевых экологических показателей организация должна учитывать законодательные и иные требования, важнейшие экологические аспекты деятельности, технологию, финансы, свои производственные и деловые условия, а также намерения заинтересованных партнеров. В целом экологические показатели должны быть сформированы в соответствии с экологической политикой.
Целевые экологические показатели должны быть конкретными (например, прекращение сброса или выброса определенных загрязняющих веществ в окружающую среду, создание замкнутых систем водоснабжения, устранение определенных процессов с повышенной вероятностью аварийных ситуаций и т.п.), а плановые показатели - измеряемыми там, где это возможно (например, уменьшение на конкретную величину объема (массы) сброса или выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, повышение на определенный процент эффективности использования сырья и т.п.).
Разработка целевых и плановых экологических показателей как элемента системы экологического менеджмента на практике может быть в значительной степени совмещена с разработкой плана природоохранных мероприятий на перспективный период при составлении экологического паспорта природопользователя (в соответствии с формой стандарта ГОСТ Р 17.0.0.06-2000) в части определения экологического эффекта от планируемых мероприятий.
Для достижения целевых и плановых экологических показателей организации необходимо разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии программу управления охраной окружающей среды. Разработка и применение такой программы являются ключевыми элементами успешного внедрения системы экологического менеджмента. В программу обязательно должно быть включено определение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей по всем функциям и на каждом уровне организации, а также установлены средства и сроки их достижения. Программа может иметь подразделы в соответствии с отдельными направлениями деятельности организации.
В программах управления охраной окружающей среды особое значение имеет четкое разделение конечных целей и конкретных мероприятий по улучшению процесса защиты окружающей среды на предприятии, поскольку достижение конечной цели возможно в результате осуществления множества альтернативных мероприятий, причем зачастую даже не в сфере охраны окружающей среды, а в сфере основного производства или поставок сырья и материалов. При этом очень часто при решении экологических проблем ликвидация последствий воздействия или устранение его непосредственной причины далеко не всегда являются самыми эффективными. Так, при решении проблемы загрязнения атмосферы в первую очередь реализуют средства улавливания отходящих загрязняющих веществ. В то же время предотвращению образования загрязнения, связанному с оптимизацией производственного процесса или изменением исходного сырья, как правило, не уделяется должного внимания, хотя именно в сфере технологий основного производства имеются наибольшие возможности по предупреждению загрязнения окружающей среды.
Цели в области охраны окружающей среды могут быть разделены на долгосрочные (стратегические) и краткосрочные (текущие).
Текущие целидолжны быть включены впрограмму, которую следует составлятьна срок не более одного года, адолгосрочные цели и задачиподлежатотражению в стратегических планах. Содержание программ не должно противоречить планам природоохранных мероприятий.
Программа должна быть составлена с учетом возможных изменений в развитии производства. Если планируются новые разработки, новые или измененные виды деятельности, продукции или услуг, то в соответствующие разделы программы следует внести изменения, чтобы обеспечить возможность управления охраной окружающей среды для таких проектов. Программа может содержать стадии планирования, проектирования, производства, маркетинга и распределения.
В проектах новых разработок или модифицированной продукции, услуг или процессов должны предусматриваться отдельные программы по управлению охраной окружающей среды, устанавливающие цели в области охраны окружающей среды, и механизм их достижения, процедуры внесения изменений и модификаций по мере продвижения проектов, механизм корректирующих действий и возможность их активизации в случае необходимости.
В отечественной практике программы предприятий по охране окружающей среды разрабатываются, как правило, на длительный период. При этом характер программных целей и сроки их достижения оказывают влияние на взаимоотношения предприятия со специально уполномоченными природоохранными органами и, в частности, позволяют принимать предприятию (вплоть до достижения целей) временно согласованные нормативы воздействия на природную среду, превышающие предельно допустимые сбросы и выбросы, что в свою очередь оказывает влияние на формирование региональных экологических целей и приоритетов. С другой стороны, разработка и реализация программ охраны окружающей среды на предприятии должны осуществляться в соответствии с приоритетами утвержденных на соответствующем уровне национальных и региональных экологических программ. В этом случае возможно привлечение дополнительных финансовых средств, для реализации локальных программ управления охраной окружающей среды на предприятии.
2.3. Внедрение и функционирование системы экологического менеджмента
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 [5] внедрение и функционирование системы экологического менеджмента должно осуществляться по следующим основным направлениям:
* организационная структура и ответственность;
* обучение персонала и обеспечение его осведомленности и компетентности;
* установление связей;
* документирование системы управления охраной окружающей среды и управление документацией;
* управление операциями и обеспечение подготовленности к аварийной ситуациям.
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список