6.2. Программа экоаудита
Руководителю аудиторской группы (аудитору) необходимо составить и документально оформить программу аудита, конкретизирующую план проведения аудита.
Программа аудита является основой для выбора процедур аудита, а также средством проверки надлежащего выполнения аудита.
В процессе подготовки программы аудитор обязан принимать во внимание:
требования законодательства в области производственной деятельности организации природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности и защиты от ЧС;
требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки;
временные рамки выполнения процедур проверки;
необходимость координации взаимодействия с персоналом аудируемой организации;
целесообразность привлечения технических экспертов;
специфику условии деятельности организации.
План аудита и программа аудита конкретизируются планом-графиком аудита и при необходимости уточняются в ходе аудита.
Планирование аудитором собственной работы осуществляется с учетом обстоятельств или неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.
Причины внесения значительных изменений в план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Содержание аудита:
определяется многофункциональностью и масштабностью деятельности проверяемой организации, количеством аудируемых подразделений, требованиями к их природоохранной деятельности, природопользованию, обеспечению безопасности и защиты от ЧС с учетом состояния экологической обстановки в регионах; наличием особо охраняемых природных объектов, памятников культурного наследия, ограничений на промышленно-хозяйственную деятельность в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
зависит от частоты аудитов, заключений по результатам предыдущих аудитов, существенных изменений видов деятельности организации, мнения заинтересованных сторон, в частности, граждан и их объединений, высказанных в ходе общественных обсуждений (слушаний, сходов, местных референдумов и т.д.).
Критерии экоаудита и представляемая аудируемой организацией (предприятием) документация
Критерии экоаудита - совокупность требований, закрепленных нормативными правовыми актами и стандартами в области природопользования, охраны окружающей среды,техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера, устойчивого развития, а также принятых организацией экологически ориентированных обязательств, декларируемых ею в экологической политике.
Ресурсы для программы экоаудита.
При подготовке предложений по ресурсам для обеспечения проведения аудита руководство организации учитывает:
цели, объем и область аудита;
требуемые финансовые ресурсы для проведения аудита;
степень разработки методов проведения аудитов;
наличие аудиторов-экологов из числа специалистов организации, имеющих сертификаты на право проведения внутренних аудитов и обладающих необходимой компетентностью;
возможности привлечения технических экспертов;
степень подготовленности персонала к проведению аудита;
время на переезд аудиторов, их обустройство и необходимые условия обеспечения их деятельности.
Внедрение программы экоаудита состоит в следующем:
подготовка проекта распоряжения руководства проверяемой организации о сроках проведения, цели, объеме и области аудита, предполагаемом руководителе и составе аудиторской группы;
рассылка копий плана, программы, планов-графиков, рекомендованных перечней критериев и документации, представляемой аудируемыми подразделениями;
установление сроков подготовки организации к проведению планового аудита;
подготовка необходимых ресурсов для проведения аудита.
Ответственность за управление программой аудита возлагается на:
представителя высшего руководства организации - за несвоевременное утверждение программы, не обеспеченность необходимыми ресурсами (финансовыми, техническими, кадровыми и т.д.);
аудиторов - за некачественное выполнение ими процедур аудита вследствие недостаточности записей для подготовки обоснованных отчета и экоаудиторского заключения;
руководителя аудиторской группы - за отсутствие надлежащего руководства аудиторской группой и недостаточную обоснованность выводов по результатам аудита;
персонала аудируемой организации - за несвоевременное представление и недостоверность документации о деятельности организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной и экологической безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций;
наблюдателя - за «невскрытие» отступлений участников аудита от установленных процедур аудита, программы, плана;
технических экспертов - за недостаточно обоснованные заключения по специальным вопросам, возникающим в ходе аудита;
сопровождающих лиц - за необеспеченность аудиторской группы необходимыми условиями для проведения аудита (контактов с персоналом, посещения рабочих мест, оказания помощи при сборе информации).
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список