Введение
После аварии на Чернобыльской АЭС в ряде районов Беларуси, России и Украины сложилась крайне неблагополучная радиоэкологическая обстановка, связанная с загрязнением радионуклидами обширных территорий. В связи с этим вопросы радиационной защиты, контроля населением загрязнения окружающей среды, продуктов питания, сельхозпродукции, строительных материалов, оценка и прогнозирование риска воздействия ионизирующего излучения на живые организмы и т.д., приобрели особую актуальность.
Нынешний уровень экологических знаний не позволяет подавляющему большинству населения объективно оценивать существующую ситуацию, вести себя адекватно ей, правильно ориентироваться в информационном потоке, критически относиться к многочисленным, не всегда обоснованным «рекомендациям». Поэтому чем больше люди, тем более выпускники вузов, знают о радиации, о той пользе, которую она приносит, и об опасности, которую она влечёт за собой, тем лучше они будут выполнять свои функции как добропорядочные граждане.
И радиоактивность, и сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни. Они присутствовали в космосе задолго до возникновения самой Земли. С самого начала жизнь во всех ее проявлениях развилась на Земле на фоне постоянно существующей радиации. Значит, есть основания полагать, что живые организмы должны хорошо переносить воздействие ее в том случае, если уровень последней не очень высок.
Радиация на Земле присутствовала всегда. Поэтому важным является осознание того, что радиация - один из многих естественных факторов окружающей среды. И все, чем мы сегодня на нее влияем, заключается в добавлении к существующему фону дополнительной дозы излучения в результате использования человеком созданных устройств и аварии на них, в том числе и на всем печально известной Чернобыльской атомной электростанции.
Хорошее знание свойств радиации и ее воздействия на живые организмы позволяет свести к минимуму связанный с ее использованием риск и по достоинству оценить те огромные блага, которые приносит человеку применение достижений ядерной физики в различных сферах.
Учебный курс «Защита населения и хозяйственных объектов от чрезвычайный ситуаций. Радиационная безопасность», введенный с 1991 года в вузах Беларуси, является эффективным способом повышения радиоэкологических знаний специалистов с высшим образованием. Однако ее преподавание существенно осложняется из-за отсутствия качественной учебно-методической литературы для проведения лабораторных и практических занятий. Данное руководство является попыткой ликвидировать указанный недостаток в отношении лабораторных занятий.
Выражаем сердечную благодарность Батыреву В.А., Бубнову В.П., Буселу А.В., Науменко А.М., Осипенко А.А., Тавгень Т.А. и Широкову Е.И за помощь в подготовке исходных материалов.
- Введение
- Памятка
- Ионизирующие излучения и дозы их измерения
- 2. Порядок выполнения работы:
- 3. Основные понятия радиационной безопасности
- Альфа-излучатели
- Бета-излучатели
- 3.3. Единицы измерения радиоактивности
- Основные физические величины, используемые в радиационной защите, и их единицы
- Взвешивающий радиационный коэффициент (wr)
- Взвешивающие коэффициенты для тканей и органов (wt)
- 4. Вопросы к зачету
- Дозиметрия ионизирующих излучений. Бытовые дозиметры и радиометры
- 2. Порядок выполнения работы:
- 3. Методы обнаружения и измерения радиоактивности
- 3.1. Детекторы ядерных излучений
- 3.2. Приборы дозиметрического контроля
- 3.3. Радиационный фон
- Среднегодовые эффективные эквивалентные дозы облучения человека за счёт всех источников излучения в (в мкЗв)
- Природные и техногенные источники ионизирующего излучения
- Значения мощности эквивалентной дозы, используемой при проектировании защиты от внешнего ионизирующего излучения
- Искусственные источники излучения (оценка средних годовых доз)
- 3.4. Загрязнение радиоактивное
- Допустимые уровни радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, кожи, спецодежды и средств индивидуальной защиты, част./(см2•мин.)
- 3.5 Устройство бытовых дозиметров.
- Измеренная мощность дозы
- 3.5.4. Оценка удельной активности радионуклидов в пробах.
- 4. Выводы по выполненной работе
- 5. Вопросы к зачёту
- Измерение удельной активности проб почвы
- 2. Порядок выполнения работы:
- 3. Загрязнение радионуклидами почвы
- Выброс радионуклидов во время аварии на Чернобыльской аэс
- Динамика радиационной обстановки после аварии на чаэс
- Зонирование территории республики по уровню радиоактивного загрязнения
- 4.4.4. Определение удельной активности пробы.
- 4.5. Обработка результатов измерения.
- Результаты исследования естественных радионуклидов в почве (Бк/кг).
- 5. Выводы по выполненной работе
- 6. Вопросы к зачёту.
- Определение удельной β-активности продуктов питания β-радиометром руб-01п1
- 2. Порядок выполнения работы:
- 3. Загрязнение радионуклидами продуктов питания
- Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и строиция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде (рду-2001).
- Удельный вес (%) проб пищевых продуктов из личных подсобных хозяйств с превышением рду-2001 по содержанию цезия-137
- 4.1. Назначение кнопок органов управления
- 4.2. Подготовка прибора к работе.
- 4.3. Измерение удельной активности радионуклидов в пробах.
- Результаты собственных исследований
- 5. Выводы по выполненной работе
- 6. Вопросы к зачету
- Определение удельной β-активности пищевых продуктов, выросших в лесу
- 2. Порядок выполнения работы
- 3. Радиоактивное загрязнение леса и его даров
- Удельный вес (%) проб грибов, лесных ягод, мяса диких животных, не отвечающих требованиям рду-2001 по содержанию цезия-137 (частный сектор)
- 4. Измерение β-активности пищевых продуктов, произрастающих в лесу
- 4.1. Подготовка радиометра крвп-зб к работе и проверка его работоспособности.
- 4.2. Измерение радиоактивного фона
- 4.3. Измерение активности пробы пищевого продукта
- Результаты собственных измерений
- 5. Выводы по выполненной работе
- Чувствительность «р» радиометра крвп-зб [л, кг•с -1•Бк-1; (л, кг•c-1•Kи-1)]
- Вопросы к зачету
- Определение активности изотопов цезия и калия в строительных и других материалах
- 2. Порядок выполнения работы
- 3. Загрязнённость изотопами цезия и калия строительных и других материалов
- Классификация строительных материалов по удельной эффективной активности.
- 4. Назначение и технические характеристики гамма - радиометра руг-91.
- 4.2. Технические данные гамма – радиометра.
- 5. Устройство γ-радиометра руг-91
- 6. Подготовка прибора к работе.
- 7. Порядок работы на приборе.
- 7.2. Измерение активности пробы
- Результаты собственных измерений
- 8. Расчёты удельной активности
- 9. Определение удельной эффективной активности строительных материалов
- Удельная активность естественных радионуклидов в строительных материалах (Бк/кг).
- 10. Выводы по выполненной работе
- 11. Вопросы к зачёту
- Методы защиты от ионизирующего излучения
- 2. Порядок выполнения работы:
- 3. Воздействие ионизирующей радиации на человека
- Коэффициенты риска для развития стохастических эффектов
- Основные пределы доз облучения
- 4. Методика проведения работы.
- 4.2. Провести измерения изменения интенсивности поглощения потока гамма излучения различными материалами.
- N ср. Без экрана - n ср. С экраном
- 5. Выводы по выполненной работе
- 6. Вопросы к зачёту
- Радиационная разведка
- 3. Теоретическая часть.
- Мощности доз гамма-излучения на местности в районе эпицентра воздушного ядерного взрыва
- Радиационные характеристики ближнего следа радиоактивных выпадений
- Радионуклиды, попадающие во внешнюю среду после радиационных катастроф и ядерных взрывов
- 3.3.1. Классификация приборов радиационной разведки.
- 3.3.2. Прибор имд-1с
- 3.3.2.1 Экспериментальная часть.
- 3.3.2.2 Порядок выполнения работы.
- 4. Выводы по выполненной работе
- 5. Вопросы к зачёту
- 4) Какая мощности доз γ-излучения на местности в районе эпицентра воздушного ядерного взрыва и ближнего следа радиоактивных выпадений?
- 9. Глоссарий
- Нуклон - протон или нейтрон. Протоны и нейтроны могут рассматриваться как два различных зарядовых состояния нуклона.
- 10. Литература
- Приложение
- Список сокращений
- Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц
- Греческий алфавит
- Универсальные постоянные
- Содержание