logo
Рук-во лаб

Введение

После аварии на Чернобыльской АЭС в ряде районов Беларуси, России и Украины сложилась крайне неблагополучная радиоэкологическая обстановка, связанная с загрязнением радионуклидами обширных территорий. В связи с этим вопросы радиационной защиты, контроля населением загрязнения окружающей среды, продуктов питания, сельхозпродукции, строительных материалов, оценка и прогнозирование риска воздействия ионизирующего излучения на живые организмы и т.д., приобрели особую актуальность.

Нынешний уровень экологических знаний не позволяет подавляющему большинству населения объективно оценивать существующую ситуацию, вести себя адекватно ей, правильно ориентироваться в информационном потоке, критически относиться к многочисленным, не всегда обоснованным «рекомендациям». Поэтому чем больше люди, тем более выпускники вузов, знают о радиации, о той пользе, которую она приносит, и об опасности, которую она влечёт за собой, тем лучше они будут выполнять свои функции как добропорядочные граждане.

И радиоактивность, и сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни. Они присутствовали в космосе задолго до возникновения самой Земли. С самого начала жизнь во всех ее проявлениях развилась на Земле на фоне постоянно существующей радиации. Значит, есть основания полагать, что живые организмы должны хорошо переносить воздействие ее в том случае, если уровень последней не очень высок.

Радиация на Земле присутствовала всегда. Поэтому важным является осознание того, что радиация - один из многих естественных факторов окружающей среды. И все, чем мы сегодня на нее влияем, заключается в добавлении к существующему фону дополнительной дозы излучения в результате использования человеком созданных устройств и аварии на них, в том числе и на всем печально известной Чернобыльской атомной электростанции.

Хорошее знание свойств радиации и ее воздействия на живые организмы позволяет свести к минимуму связанный с ее использованием риск и по достоинству оценить те огромные блага, которые приносит человеку применение достижений ядерной физики в различных сферах.

Учебный курс «Защита населения и хозяйственных объектов от чрезвычайный ситуаций. Радиационная безопасность», введенный с 1991 года в вузах Беларуси, является эффективным способом повышения радиоэкологических знаний специалистов с высшим образованием. Однако ее преподавание существенно осложняется из-за отсутствия качественной учебно-методической литературы для проведения лабораторных и практических занятий. Данное руководство является попыткой ликвидировать указанный недостаток в отношении лабораторных занятий.

Выражаем сердечную благодарность Батыреву В.А., Бубнову В.П., Буселу А.В., Науменко А.М., Осипенко А.А., Тавгень Т.А. и Широкову Е.И за помощь в подготовке исходных материалов.