logo
ekologiya / Новый учебник / УЧЕБНИК-ч

2.2. Новые экономические механизмы природопользования

Важнейшая проблема при экологизации экономики – это переход к устойчивому типу развития, это вопрос о механизмах реализации экологически ориентированного развития. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма природопользования. В рамках такого подхода можно выделить два типа экономических механизмов и инструментов в зависимости от степени секторального и отраслевого охвата (Э.Л. Гирусов [и др.] (1998)):

1) механизмы и инструменты, действующие в рамках всей экономики, ее секторов и отраслей – макроуровень;

2) более специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, то есть собственно экономический механизм природопользования.

В современных условиях разработка эффективной концепции экономического механизма природопользования возможна при выполнении следующих принципов.

1. Эффективная концепция рационального природопользования и охраны окружающей среды и соответствующий механизм природопользования в секторах/комплексах могут быть разработаны и реализованы только после разработки концепции развития самих секторов/комплексов и всей экономики.

2. Экономический механизм природопользования должен быть органической частью «глобального» экономического механизма, он не может быть локальным и охватывать только эксплуатируемые природные комплексы и отрасли. Данный механизм должен быть согласован с другими экономическими механизмами, действующими на последующих (после природных) этапах природно-продуктовой вертикали, соединяющий первичные природные ресурсы с конечной продукцией. Тем самым экономический механизм природопользования должен стать частью общего механизма, регулирующего функционирование отдельных производств в природно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечный результат.

3. Экономический механизм природопользования в секторах/комплексах должен формироваться на межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе.

Большое значение имеет и экономический характер целей секторов/комплексов. Они могут быть экологически сбалансированными (устойчивыми), приемлемыми с позиций адаптации цели к природным механизмам, а могут быть и экологически дестабилизирующими, природоемкими (техногенными). В случае экологически приемлемых целей секторов экономический механизм природопользования может иметь стимулирующий характер, адаптирующий развитие комплексов закономерностям, минимизирующий экономические издержки.

В самом общем виде можно выделить три основных типа экономических механизмов природопользования.

● Мягкий «догоняющий» механизм – либеральный в экономическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозит их развитию. Данный тип механизма направлен в основном на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на причины возникновения экологических деформаций, слабо влияя на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природопользования свойственен техногенному типу развития экономики. Данный тип механизма сформулирован сегодня в России. Он свойственен слабой устойчивости.

● Стимулирующий развитие экологически сбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Основу функционирования такого механизма природопользования составляют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов.

● Жесткий «подавляющий». Этот механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики, практически подавляет развитие отдельных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Характерен для сильной экологической устойчивости.

В реальной действительности в чистом виде эти типы механизмов природопользования практически не существуют, неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности.

Формирование экономического механизма природопользования можно рассмотреть на примере топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Здесь можно выделить две возможные концепции развития отрасли и всей экономики: рост производства энергетики или энергосбережение. От выбора концепции зависит экономический механизм природопользования в данном комплексе. Переход к энергосбережению и глубокой структурной перестройке экономики в этом направлении требует своего механизма реализации и соответственно механизма природопользования. Это налоговые и кредитные ограничения на разработку новых месторождений, создание благоприятного климата для развития энергосберегающих производств, большие штрафы за загрязнение природной среды и несоблюдение стандартов разработки месторождений, создание надежных систем противоаварийной защиты и т.д.

В случае ориентации на экстенсивный рост топливно-энергетического комплекса экономический механизм должен формироваться с учетом низкой стоимости земель, отчуждаемых при добыче полезных ископаемых, низкой платы за использование недр, льготного режима для создания новых электрических станций и т.п.

В качестве примера можно привести введенный в США в 1989 г. так называемый «зеленый» налог в целях сокращения использования фреона, разрушающего озоновый слой. Сначала фреоны облагались налогом в размере 3,02 дол./кг, в 1995 г. – 6,83, к 2000 г. этот налог повысился до 10,80 дол./кг. Такое мягкое увеличение налога давало возможность производителям найти замену фреону.

Введение «углеродного» налога – налога на выбросы углерода в результате сжигания углеродного топлива. В Финляндии и в Нидерландах (минимальный) «углеродный» налог составляет 10,0 дол./т, в США есть предложения о ставке углеродного налога до 100 дол./т. Эта мера принуждает природопользователей проводить мероприятия по снижению выбросов в биосферу двуокиси углерода.

Введение «углеродного» налога создает массу проблем для промышленно развитых стран, которые уже практически исчерпали дешевые способы снижения выбросов углекислого газа. В этом отношении показательно предложение немецких парламентариев о возможности России взять на себя часть обязательств Германии по связыванию углерода. Это можно достичь путем посадки леса на территории РФ за счет немецкой стороны. Стоимость программы 100 млрд марок, что в 10 раз дешевле по сравнению с попытками решения этой проблемы путем снижения выбросов за счет технических средств на самой территории Германии. Для поглощения 1 млрд т «немецкого» СО2 необходимы посадки леса на площади 1 млн км2, что составляет 6,0 % площади России.