2.3. Лицензия на право потребления природных ресурсов
Лицензирование природопользования – это система оплачиваемых государственных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов.
Лицензирование природопользования – это регулирование административно-правовым путём экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания.
Предоставление лицензий природопользования регулируется постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г.
По своей сущности лицензия на природопользование имеет три важных момента:
а) во-первых, она является актом собственника природного ресурса либо его владельца (фондодержателя);
б) во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;
в) в-третьих, является средством регулирования рационального природопользования.
Лицензия по многим видам деятельности выдаётся сроком действия на один год, по некоторым – на больший срок (землепользование для сельскохозяйственного производства). Количество лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача её другим лицам, нарушение санитарных, экологических и торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который её выдал. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию (в случае возникновения спорного вопроса) могут быть обжалованы в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведёт территориально-отраслевой орган администрации субъекта РФ или города федерального значения.
Существуют следующие виды лицензий в природопользовании.
Природоресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определённого вида деятельности, которое связано с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрированы две важные функции:
– контроль за законностью и рациональной деятельностью по использованию и соблюдению экологических и санитарных норм;
– нормированного потребления соответствующего природного ресурса; следовательно, в области природопользования одновременно решаются две взаимосвязанные задачи – охрана и регулирование.
Лицензия выдаётся уполномоченными на то государственными органами экологического управления. Такими органами являются Министерство природных ресурсов (МПР) России, его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом использования природного ресурса.
Лицензирование на использование земель выдаётся администрацией района, города в виде отводного земельного акта на основе решения о предоставлении земель в аренду определённому субъекту или продаже земельного участка на основе купли-продажи по результатам конкурса или аукциона и т.д.
Земельный акт об отводе земель для использования выдаётся строго по целевому назначению – для ведения крестьянского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и другие.
Лицензия на использование недр выдаётся (в соответствии с ФЗ РФ о недрах и Положением Верховного совета РСФСР о порядке лицензирования на пользование недрами (рис.2.1–2.4) администрацией республики, области, края совместно с территориально-отраслевым органом Комитета по геологии и по использованию недр (Роскомнедра) на геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных вод, для создания особо охраняемых территорий гражданам РФ, в том числе и иностранным гражданам.
Рис. 2.1. Хибины. Добыча апатита открытым способом
Рис. 2.2. Внешний вид добычи апатитов открытым способом
Рис. 2.3. Урал. Сибайское медно-колгеданное месторождение.
Открытая разработка
Рис. 2.4. Курская магнитная аномалия. Стойленское месторождение.
Добыча железной руды
Лицензия на использование вод. Водный кодекс РСФСР различает общее и специальное, а также обособленное водопользование. На специальное и обособленное водопользование по поверхностным водам лицензии выдаются администрацией и органами Роскомвод РФ. Они удостоверяют право водопользования водными объектами в определённых границах и в соответствии с указанной целью на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.
Водное законодательство РФ устанавливает некоторые атрибуты лицензии, а именно: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны вод. Организация системы лицензирования возлагается: по подземным водам – на Роскомнедра, а по поверхностным водам – на Роскомвод. Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам (Роскомвод или Роскомнедра) (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Использование водных ресурсов
По водным объектам федерального значения лицензия выдаётся органами Федерации, по объектам республиканского, краевого, областного значения – соответствующими исполнительными органами.
Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдёт изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда окружающей природной среде и здоровью населения. Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено или ограничено по субъективным или объективным причинам.
Субъективные причины – это нарушение условий лицензии, невыполнение мер по охране водного объекта и т.д.
Объективными причинами могут быть: изменения условий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и другие. Законодательство предусматривает применение мер административной ответственности за самовольное пользование водными ресурсами.
Лицензия на использование лесов. Основы лесного законодательства РФ предусматривают два вида лесопользования: основное и побочное.
Основное лесопользование – это заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев) (рис. 2.6–2.10).
Рис. 2.6. Вырубка лесного массива
Рис. 2.8. Сосняк черничник
Рис. 2.10. Пихтовый черневой лес
Побочное лесопользование – сбор ягод, лекарственных растений, грибов, орехов, заготовка сена, охота и т.д. (рис. 2.11–2.16).
Рис. 2.11. Черника
|
Рис. 2.12. Земляника
|
Рис. 2.13. Клюква
|
Рис. 2.14. Белые грибы
Рис. 2.15. Неядовитые грибы: 1 – груздь; 2 – рыжик; 3 – шишкогриб;
4 – сыроежка зеленоватая; 5 – сыроежка пищевая; 6 – лисичка
Рис. 2.16. Неядовитые грибы: 7 – масленок; 8 – сморчок; 9 – белый гриб;
10 – зонтик большой; 11 – рядовка; 12 – шампиньон полевой
Основное лесопользование осуществляется в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и Правительство РФ разрабатывают следующие мероприятия:
1) определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт (для продажи в другие государства);
2) устанавливают расчётную лесосеку по отдельным регионам и лесхозам, определяют лимит вырубки леса на год на соответствующем участке леса с учётом ежегодного прироста древесины;
3) определяют общий объём древостоя, подлежащего вырубке в различных регионах;
4) на основе данных лесосечного фонда и утверждённых нарядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.
Лесорубочный билет – это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нём указывают объём древесины, подлежащей вырубке; способ рубки; породы вырубленных деревьев; место; сроки начала и завершения работ.
Лесной билет есть разновидность лицензии в лесном хозяйстве, который выдаётся на заготовку смолы, сырья, сенокошение, пастьбы скота, промысловой заготовки грибов, ягод и плодов.
Контроль по выполнению условий лесопользования возлагается на лесхоз соответствующего района или города.
При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.
К их числу относят принцип неистощимости использования лесов: рациональное использование земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохранных функций леса, охрану и воспроизводство лесных ресурсов.
Одной из гарантий реализации этих требований является соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Важной гарантией, позволяющей соблюдать принцип неистощимости лесов, служит расчётная лесосека. Большое значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчётной лесосеки на уровне одного лесхоза, то есть о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счёт переруба в другом.
- И.Г. Мельцаев, а.Ф. Сорокин, ю.А. Мурзин
- Экология. Природопользование
- И охрана окружающей среды
- Учебник
- Введение
- Глава 1. ПриродНые ресурсы россии и их потенциал
- 1.1. Природно-ресурсный потенциал России
- 1.2. Минеральные и топливно-энергетические ресурсы
- Топливно-энергетические ресурсы
- 1.3. Водные ресурсы
- 1.4. Естественные биологические ресурсы
- Растительные ресурсы
- Лесные растительные ресурсы
- Ресурсы лекарственных растений
- Ресурсы животного мира
- Ресурсы водных животных
- 1.5. Циклы земельных ресурсов и природный потенциал
- Природный потенциал
- Климатические ресурсы
- 1.6. Взаимодействие природы и общества. Ресурсные циклы
- Эффективность использования природных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Новые экономические механизмы природопользования
- 2.3. Лицензия на право потребления природных ресурсов
- Лицензия на использование животного мира
- Лицензирование на пользование атмосферным воздухом
- 2.4. Лимитирование природопользования
- 2.5. Договорно-арендные отношения в области природопользования
- Договор аренды комплексного природопользования
- 2.6. Основные положения рационального природопользования
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Нормирование предельно допустимых выбросов в атмосферу стационарными источниками загрязнения
- 3.3. Расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сгорании топлива на тепловых электрических станциях
- 3.4. Критерии оценки загрязнения акваэкосистем. Деградация акваэкосистем
- 3.5. Подземные воды и критерии их оценки
- 3.6. Основные источники загрязнения гидросферы и оценка качества вод
- Оценка качества сточных вод
- Обеспечение качества водных объектов
- 3.7. Регламентация поступления загрязняющих веществ в водные объекты
- 3.8. Оценка загрязнения почв. Деградация почв
- Биоиндикаторы загрязнения экосистем
- 3.9. Основные загрязнители аграрной продукции
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4.
- 4.2. Воздействие текстильной промышленности на состояние окружающей среды
- 4.3. Проблемы утилизация отходов текстильного производства
- 4.4. Влияние красильного и кожевенного производств на окружающую природную среду
- Вопросы для самоконтроля
- Энергетика и окружающая среда обитания человека
- 5.3. Основные экологические требования к функционированию и развитию энергетики
- 5.4. Экологические требования к традиционным видам энергетики
- 5.5. Экологические аспекты при строительстве и эксплуатации гидроэлектрических станций
- 5.6. Экологические аспекты при эксплуатации атомных электрических станций
- 5.7. Атомная энергетика – источник радионуклидного загрязнения окружающей среды
- 5.8. Основные характеристики ионизирующих излучений
- 5.9. Методы и способы защиты от действия ионизирующих излучений
- Негативное воздействие энергонасыщенной техники на окружающую среду
- 5.11. Энергетика – источник акустического воздействия на живые организмы
- 5.12. Воздействие инфразвука и ультразвука на живую природу и здоровье человека
- Эффекты влияния инфразвука на человека. Нормативные документы
- Ультразвук
- Альтернативная энергетика
- Гелиоэнергетика
- Геотермальная энергетика
- Ветроэнергетика
- Морская энергетика
- Водородная и биоэнергетика
- Электромагнитное воздействие токов высокого напряжения на живые организмы Биологические эффекты электромагнитных воздействий
- 5.15. Электромагнитные поля естественных и искусственных источников
- 5.16. Средства защиты от электромагнитного излучения Электромагнитное экранирование
- Гигиеническое нормирование параметров электромагнитных полей для населения
- 5.17. Влияние вибрации на живые организмы и состояние здоровья человека. Защита от вибрации
- Защита от воздействия вибрации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Влияние загрязненной среды обитания на здоровье населения
- 6.1. Состояние биосферы и болезни человека
- 6.2. Факторы, вызывающие негативные воздействия на население Биологические факторы
- Биологическое оружие
- Дикая фауна как фактор биологической опасности
- Наиболее распространенные ядовитые грибы
- Химические факторы
- 6.3. Химические соединения и физические факторы, вредные и опасные для здоровья человека
- Продукты жизнедеятельности вредителей
- 6.4. Нитраты и их влияние на организм человека
- 6.5. Тяжёлые металлы и их воздействие на здоровье людей
- 6.6. Болезни человека, связанные с влиянием среды обитания
- Экологический спид человечества
- Вопросы для самоконтроля