7. Население мира
Мировой океан занимает 71 % поверхности Земли. Он обусловил возникновение и эволюцию многих форм жизни: 75 % классов и подклассов животных организмов Земли возникли в гидросфере. Биомасса океана включает 150 тысяч видов. И в настоящее время Мировой океан играет огромную роль в создании необходимых условий для жизни на планете. Он является поставщиком половины кислорода и примерно 20 % белковой пищи человека.
В настоящее время прослеживается прямая связь между освоением ресурсов Мирового океана и другими проблемами развития человечества - такими, как разоружение, энергетическая, сырьевая, продовольственная и экологическая проблемы. Полагают, что именно Мировой океан утолит «жажду» человечества. Методы опреснения морской воды еще сложны и дорогостоящи, но такую воду уже используют в Кувейте, Алжире, Ливии, на Бермудских и Багамских островах, в некоторых районах США. В СНГ на полуострове Мангышлак (Казахстан) также работает установка по опреснению морской воды.
Во многих отношениях Мировой океан может восполнить истощающиеся запасы суши. Он обладает ресурсами:
биологическими, наиболее важными для человечества;
минеральными;
энергетическими, один приливной цикл Мирового океана способен обеспечить человечество энергией, однако пока это «потенциал будущего».
Кроме того, велико транспортное значение Мирового океана в мировом производстве и обмене. Он также является вместилищем большинства отходов хозяйственной деятельности человечества - химическим и физическим воздействием своих вод и биологическим влиянием живых организмов океан рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов. Примерно в течение 3000 лет в результате круговорота воды в природе вся вода Мирового океана обновляется. Наконец, Мировой океан - основной резервуар ценнейшего и все более дефицитного ресурса - пресной воды, которую можно получать из морской воды путем опреснения.
Освоение ресурсов Мирового океана и его охрана является одной из глобальных проблем человечества. Мировой океан определяет и лицо биосферы: здоров океан - здорова планета!
- 11. Пример для подражания: как надо охранять окружающую среду 109
- 1. Взаимодействие человека с природой
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Глобальные проблемы человечества
- 4. Некоторые итоги хх века: проблемы окружающей среды
- 5. Kонцепция устойчивого развития
- 6. Природные ресурсы мира
- 6.1. Ресурсообеспечение стран мира
- 6.1.1. Минеральные ресурсы
- 6.1.2. Энергоресурсы
- 6.1.3. Земельные ресурсы
- 6.1.4. Лесные ресурсы
- 6.1.5. Водные ресурсы
- 6.1.6. Ресурсы Мирового океана
- 7. Население мира
- 7.1. Демографическая ситуация
- 7.2. Мировой процесс урбанизации
- 8. Мировое хозяйство
- 8.1.Типология стран мира
- 9. Глобальные модели будущего
- 10. Природа против человека
- 10.1. Экологические проблемы регионов мира
- 10.1.1. Экологические проблемы промышленных агломераций
- 10.1.2. Загрязнение окружающей среды в Северной Америке
- 10.1.3. Экологическая ситуация в Западной Европе (Добржишская оценка)
- 10.1.4. Экологическая ситуация в Северной Европе
- 10.1.5. Китай в ххi веке: экологическая ситуация в условиях глобального потепления
- 10.1.6. Аральский кризис
- 10.1.7. Экологические проблемы России
- 10.1.7.1. Ареалы острых экологических ситуаций в России
- 10.1.8. Экологические проблемы Украины
- 10.1.8.1.Ареалы острых экологических ситуаций на Украине
- 10.1.9. Экологические проблемы аридных регионов: опустынивание
- 10.1.10. Экологические проблемы Мирового океана и его экологическая безопасность
- 10.1.11. Экологические последствия истощения озонового слоя Земли
- 10.1.12. Эль-Ниньо как природное явление
- 11. Пример для подражания: как надо охранять окружающую среду
- 11.1. Охрана природы в сша
- 11.2. Охрана природы в Монголии
- Литература