10. Природа против человека
Экологические проблемы жизнеобеспеченности и выживания привлекают все большее внимание во многих странах мира. При этом устанавливаются принципиально важные различия не только научно-экологических, но и морально-нравственных взглядов на проявление взаимосвязей общества с окружающей средой и подходов к этой проблеме.
По состоянию окружающей среды и степени понимания обществом ее охраны все страны мира можно разделить на три группы:
развитые, с высокими моральными устоями в отношении освоения, охраны и восстановления природных ресурсов, в неприятии политических амбиций и пристрастий в решении эколого-экономических проблем;
потенциально развивающиеся, с пониманием значимости охраны окружающей среды в жизни общества, но с формально декларативной практикой в решении этих задач;
слаборазвитые, с преобладанием проблем самовыживания и пробуждающимся стремлением к восприятию духовно-моральных устоев, формированием психологии охраны, а не истребления даров природы.
В развитых странах отношение к окружающей среде однозначно направлено на улучшение жизнеобеспеченности общества. Длительное многоплановое взаимодействие общества с природой основано здесь на научных принципах освоения и охраны ее ресурсов. Проблемы освоения и охраны ресурсов подлежат общественной экспертизе. Ответственное отношение к состоянию окружающей среды - следствие психологического воспитания, в основе которого лежит учет ранимости природных комплексов. Всемерная охрана всего живого и неживого, что украшает жизнь человека - бесспорный показатель культуры общества. Поэтому научно обоснованный подход к разработке стратегии и тактики освоения производительных и охранительных потенциалов отражается в программах и проектах всех рангов. Такое отношение к состоянию окружающей среды обеспечивает плавность и преемственность перехода от природных к антропогенно-техногенным экосистемам.
В странах с потенциально развивающейся жизнеобеспеченностью преобладают политические подходы, преследующие получение максимальной продукции при безвозвратном природопользовании. Это приводит к ухудшению окружающей среды и стихийно низводит экономику жизнеобеспеченности до экономики выживания. Этим порождается ослабление и даже прекращение на длительное время возможности самовосстановления природных ресурсов. Такое положение может возникать и при достаточном обеспечении наукой и опытом путей и способов повышения производительности природных ресурсов, а также при разработанных технологиях восстановления и охраны окружающей среды. Однако преобладание политических мотивов в освоении ресурсов и противоестественная организация общества направлены на истощительное освоение. В результате происходят катастрофическое оскудение и загрязнение территорий. В аграрном производстве с ними связано падение производительности. Такая экономика породила проблемы, не отвечающие рациональному взаимодействию человека с природой.
Стремление к осуществлению грандиозных планов преобразования природы без должного научного прогноза их эффективности, без определения экономической целесообразности, без учета возможностей восстановления чрезмерного, хищнического освоения природных ресурсов привело к отрицательным экологическим и культурным последствиям. Это особенно наглядно проявилось в тех странах, где методология социалистического воспроизводства противопоставлялась принципу постоянства пользования и рационализации восстановительных технологий. Подобная ситуация была свойственна СССР и продолжает существовать в России и странах СНГ.
Деятельность администрации, включая научно-методические указания, формально соответствует принятому законодательству. Но все они в большей степени направлены на борьбу с неблагоприятными последствиями, а не на кардинальное устранение порождающих их причин. Научно апробированной концепции экологических действий на ближайшую и дальнюю перспективы нет. Не существует и действенного контроля за выполнением указов и постановлений. Достижения науки не направлены активно на улучшение окружающей среды. Такое преобразование жизненного пространства со снижением устойчивости и производительности природных ресурсов приводит к глобальному опустыниванию, обусловленному антикультурным воздействием общества.
Состояние природы позволяет полагать, что глобальное опустынивание многообразно и в своих проявлениях зависит не столько от климатических и биогеографических закономерностей их зонального распределения, сколько от разной степени деградации в результате освоения.
Ученые западных стран считают, что общество нельзя порицать за бездействие в отношении экологических изменений, пока не достигнут критический порог и не наступит деградация. Только после осознания последней правительства должны рассматривать вопросы, связанные с экологическими изменениями. При этом возникает проблема: как и при каких показателях устанавливать экологические изменения, перерастающие в деградацию.
Таблица 18.
Мероприятия по борьбе с негативными последствиями хозяйственной деятельности человека [4]
Компонен-ты природы | Негативные последствия | Мероприятия по борьбе с негативными последствиями |
Почвы | Усиление эрозии; засоление, истощение, заболачивание почв | Мелиорация; внедрение эффек-тивных агротехнических меро-приятий, почвозащитных технологий |
Раститель-ность | Сведение лесов, ухудше-ние пастбищ, истребление редких видов растений | Посадка леса, озеленение населенных пунктов, улучше-ние пастбищ, охрана редких видов растений |
Животный мир | Истребление отдельных видов животных, ухуд-шение условий их обитания | Охрана редких видов живот-ных, их искусственное разве-дение |
Поверхнос-тные воды | Загрязнение рек, озер, их обмеление и зарастание | Ограничение сброса сточных вод, строительство очистных сооружений |
Рельеф | Образование карьеров и отвалов | Рекультивация земель |
Атмосфер-ный воздух | Увеличение содержания СО2, SO2, СН4 и других; уменьшение прозрачности атмосферы; появление аэ-розольных, пылевых и других примесей | Строительство воздухоочистительных сооружений; учет самоочищающей способности атмосферы |
На данном этапе объективные определения пороговых уровней не установлены. Предполагается, что пороговые уровни легче наметить, чем выделить, тем более заблаговременно. Пока только намечаются приблизительные пороговые уровни в экологических изменениях: первый - экологические изменения, ранее не выявлявшиеся, а в настоящем ставшими проблемными; второй - осознание того, что проблема достигла кризисной стадии; третий - проведение согласованных действий для решения проблемы. Все это вынуждает рассматривать проблему накопления экологических изменений в двух сопряженных планах:
- 11. Пример для подражания: как надо охранять окружающую среду 109
- 1. Взаимодействие человека с природой
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Глобальные проблемы человечества
- 4. Некоторые итоги хх века: проблемы окружающей среды
- 5. Kонцепция устойчивого развития
- 6. Природные ресурсы мира
- 6.1. Ресурсообеспечение стран мира
- 6.1.1. Минеральные ресурсы
- 6.1.2. Энергоресурсы
- 6.1.3. Земельные ресурсы
- 6.1.4. Лесные ресурсы
- 6.1.5. Водные ресурсы
- 6.1.6. Ресурсы Мирового океана
- 7. Население мира
- 7.1. Демографическая ситуация
- 7.2. Мировой процесс урбанизации
- 8. Мировое хозяйство
- 8.1.Типология стран мира
- 9. Глобальные модели будущего
- 10. Природа против человека
- 10.1. Экологические проблемы регионов мира
- 10.1.1. Экологические проблемы промышленных агломераций
- 10.1.2. Загрязнение окружающей среды в Северной Америке
- 10.1.3. Экологическая ситуация в Западной Европе (Добржишская оценка)
- 10.1.4. Экологическая ситуация в Северной Европе
- 10.1.5. Китай в ххi веке: экологическая ситуация в условиях глобального потепления
- 10.1.6. Аральский кризис
- 10.1.7. Экологические проблемы России
- 10.1.7.1. Ареалы острых экологических ситуаций в России
- 10.1.8. Экологические проблемы Украины
- 10.1.8.1.Ареалы острых экологических ситуаций на Украине
- 10.1.9. Экологические проблемы аридных регионов: опустынивание
- 10.1.10. Экологические проблемы Мирового океана и его экологическая безопасность
- 10.1.11. Экологические последствия истощения озонового слоя Земли
- 10.1.12. Эль-Ниньо как природное явление
- 11. Пример для подражания: как надо охранять окружающую среду
- 11.1. Охрана природы в сша
- 11.2. Охрана природы в Монголии
- Литература