logo search
Хоружия- Оценка экологической опасности / Книга по эколгии целиком

5.2. Экологическое аудирование

Главной задачей послепроектной экспертизы является ОВОС действующих предприятий и сооружений и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: а) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и б) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Функция проверки-верификации, которую выполняет послепроектная экологическая экспертиза, в странах Запада получила название экологическое аудирование. Термин "аудирование" означает проверку, ревизию он заимствован из лексикона финансистов. В ходе процедуры экологического аудирования устанавливают следующее:

  1. Степень соответствия заключения проектной экологической экспертизы установленным требованиям. В некоторых странах на этом этапе создают специальную независимую группу экспертов, которая готовит свою собственную оценку вероятных последствий сооружения хозяйственного объекта, проводит опросы населения.

  2. Оценку готового текста заключения проектной экспертизы лицом, принимающим решение. Цель оценки - анализ заключения с точки зрения обоснованности решения о возможности (невозможности) сооружения хозяйственного объекта. На этом этапе важными являются такие вопросы как число изменений, внесенных в проект, в процессе проведения эколо­гической экспертизы и подготовки заключения, число рекомендаций экспертов, доступность информации для общественности и т. д.

  3. Готовность объекта по критерию медико-экологической безопасности, включая инспекцию органом приемки объекта. Устанавливается соответствие объекта требованиям проектно-сметной документации, определяется качество выполненных строительно-монтажных работ и т. д. Проверяется уровень природоохранной подготовки, например, функционирование очистных сооружений.

При соответствии объекта нормативным требованиям экологической безопасности выдается лицензия (разрешение) на его эксплуатацию. Таким образом, лицензирование является составной частью процесса экологической экспертизы. Оно находится как бы на границе проектной и послепроектной стадий экспертизы. Следует отметить, что оба процесса: экологическая экспертиза и лицензирование - не обязательно должны быть использованы одновременно, т. е. они не являются синонимами.

Дальнейшие этапы послепроектной экспертизы охватывают процесс работы объекта. Вначале дается оценка функционирования объекта, прежде всего обслуживающего персонала, в ходе которой персонал проверяется на готовность решать потенциальные экологические проблемы, связанные с эксплуатацией объекта. Такую проверку осуществляет инспектирующая организация или менеджеры проекта (предприятия). Они оце­нивают подготовку кадров в первую очередь по тому, насколько эффективны их действия, направленные на предотвращение или ликвидацию крупной аварии на объекте. Это очень важные характеристики персонала, так как скорость принятия решений и характер реакции на неполадку или аварию, например, при выбросе токсичного вещества в атмосферу, могут сыграть решающую роль в минимизации ущерба.

В задачи послепроектной экспертизы входит также оценка методов прогнозирования, т. е. сравнение расчетных результатов деятельности предприятия с фактическими.

С 80-х годов основополагающим критерием проведения экологической экспертизы стала степень риска нанесения ущерба окружающей среде. До этого времени, когда экологическая экспертиза проходила начальный этап своего формирования, итог ее трактовали однозначно: "разрешено - значит абсолютно безопасно". В настоящее время подход к экологической экспертизе качественно изменился. Исследования в области анализа риска технологий показали, что прежняя концепция экологической безопасности, основанная на критериях регламентации химических веществ (ПДК, ПДВ, ПДС), должна уступить место концепции экологического риска. Согласно этой концепции, принятие оптимального с природоохранной точки зрения решения означает экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия проектируемого объекта на экосистему и здоровье населения.

Более или менее полно реализуются основные принципы экологической экспертизы в США. Управление по Оценке Технологий при Конгрессе США организует отбор наиболее-важных "рисковых" проектов и их комплексную экспертизу, в том числе экологическую. Анализ остальных проектов проводят сами исполнители или заказчики путем привлечения консультативных фирм. Заключение экологической экспертизы рассматривается и утверждается местными властями и при необходимости властями штатов. Тенденция вовлечения заинтересованного населения проявилась в США уже в 80-х годах. В том случае, если какой-либо проект вызывает опасения у населения района, где предполагается его строительство, местные организации зеленых проводят независимую экологическую экспертизу своими силами или привлекая университеты.

Хотя строительство и эксплуатацию объекта могут осуществлять частные фирмы, государство несет ответственность за распространение информации. Часто используется так называемый "демонстрационный метод" - распространение информации с целью получения поддержки в обосновании проекта.

В России организация и осуществление государственной экспертизы в области пользования недрами, водными объектами и иными природными ресурсами входит в число основных задач Министерства природных ресурсов РФ. Обязательным этапом, предшествующим Государственной экспертизе, является ведомственная экспертиза. К новым тенденциям относится проведение общественных экспертиз.

Организуются и проводятся совместные экологические экспертизы с Другими странами, например, по проектам крупных трансграничных объектов, проектов со значительными иностранными инвестициями на шельфе (во взаимодействии с Всемирным банком, Министерством окружающей среды Канады, Минэкологии республики Казахстан и др.).

Тем не менее механизм функционирования экологической экспертизы в России нельзя считать совершенным. В некоторых случаях даже распоряжения Правительства вступают в противоречие с законами в связи с тем, что не согласуются с Государственной экологической экспертизой. Так, в частности, с 1-993 года в России с разрешения Правительства велась вырубка особо ценного леса (15000 га в год), хотя экспертиза такого разрешения не проводилась.

Одной из проблем, с которыми сталкивается экологическая экспертиза, является экологическое нормирование. Оно рассматривается в следующем разделе.