logo
Хоружия- Оценка экологической опасности / Книга по эколгии целиком

13.1. Опасность радона

Загрязнение радоном относится к видам загрязнений, которые стали известны сравнительно недавно. Однако еще в средние века в поселках рудокопов в горах Южной Германии мужчины часто умирали от загадочной болезни - "горняцкой чахотки": в забоях при отсутствии вентиляции горняки испытывали одышку, теряли сознание и умирали. В 1937 году врач Людвиг Телеки установил, что эта загадочная болезнь - один из ви­дов рака легких, характерный для рудников Южной Германии, в которых высока концентрация газа, названного радоном.

Радон - газ, не имеющий вкуса и запаха, один из наиболее важных естественных источников радиации (радон-222). Радон-222 представляет собой продукт радиоактивного превращения урана, тория, радия. Со­гласно оценке ООН, радон и продукты его распада ответственны за 3/4 годовой индивидуальной эффективной эквивалентной дозы облучения, получаемого населением от земных источников радиации. Большую часть этой дозы человек получает от радионуклидов, попадающих в организм при дыхании, особенно в непроветриваемых помещениях.

Радон высвобождается из земной коры повсеместно, но концентрации его в разных точках земного шара различны. Известны регионы в Бразилии, Индии и Иране с высоким уровнем земной радиации радона.

Главный источник радона в закрытых помещениях - грунт. В зонах с умеренным климатом концентрация радона в закрытых помещениях в среднем в 8 раз выше, чем в атмосферном воздухе вне помещений. На концентрацию радона в помещении влияют особенности грунта, тип строительных материалов и конструкций.

Радон вызывает у человека одышку, сердцебиение, мигрень, бессонницу, состояние тревоги. В некоторых случаях развиваются злокачественные заболевания легких, кроветворных органов.

В конце 80-х годов загрязнение помещений радоном в США было отнесено к проблемам высокой степени медицинского риска (см. раздел 4.7). По оценкам американских специалистов, радон ответствен за смерть от рака легких ежегодно десяти тысяч человек.

Работы по изучению влияния радона на людей были начаты в России еще в начале века А.П. Соколовым. В 90-х годах в России стали появ­ляться публикации об опасности загрязнения радоном и необходимости принятия мер по снижению такой опасности.

13.2. Шум

Шум - это сочетание звуков различной частоты и интенсивности; с физиологической точки зрения шумом считается любой нежелательный звук, оказывающий вредное воздействие на организм человека.

Безопасность воздействия шума обеспечивается нормированием его различных характеристик.

Важной характеристикой уровня шума является интенсивность звука, которая определяется на основе соотношения:

I = Р2/ηС,

где I - интенсивность звука, Вт/м2;

Р - звуковое давление, Па или дБ;

η - плотность среды, кг/м3;

С - скорость звука в среде, м/с.

Ощущение громкости звука, которое доставляет человеку главное неудобство, зависит от звукового давления. Ухо человека реагирует не на интенсивность звука, а на звуковое давление. Звуковое давление - это давление, которое возникает в среде (газе, жидкости и т. д.) при нахождении там звуковой волны. Для оценки воздействия шума на человека используют именно эту характеристику. Согласно нормативам, уровень шума в жилой комнате не должен превышать 35 дБ, при этом ночью он не должен быть более 30 дБ, днем - не более 35 дБ. Для сравнения: уровень шума реактивного двигателя составляет 140 дБ, выстрела артиллерийского орудия - 160 - 179 дБ. При звуковом давлении порядка 186 дБ у человека происходит разрыв барабанной перепонки, а воздействие более 196 дБ приводит к разрыву легочной ткани человека. Однако и шумы небольшой интенсивности - порядка 50 - 60 дБ при хроническом воздействии негативно влияют на нервную систему, вызывают бессонницу.

Ультразвук и инфразвук, которых человек не слышит, также вредны для здоровья. Ультразвук приводит к нарушению деятельности нервной системы, артериальной гипертензии, изменению состава крови; инфразвук - к утомлению, появлению чувства страха, головным болям, снижению остроты зрения.

Уровень шума в производственных условиях нормируется согласно требованиям документов ГОСТа 12.1.003-83 и СН № 3223-85.

Источником шума в городах являются автомобили. Грузовой автомобиль типа ТАЗ" издает шум силой 95 - 105 дБ, а "КрАЗ" и "МАЗ" -100-110 дБ.

Нормативные уровни шума в селе более жесткие, т. е. они ниже, чем в городе, так как селяне более чувствительны к этому виду воздействия.

Специалисты делают замеры и акустические расчеты для определения расстояний при прохождении автомагистрали или железной дороги вблизи жилой застройки.

Неблагоприятно влияет на здоровье авиационный шум, который обычно распространяется на большие расстояния. Почти все аэропорты создают шум, превышающий нормативные уровни звукового давления на прилегающих территориях.

В городах в связи с неуклонным ростом промышленно-энергетического и транспортного потенциала растет уровень еще одного вида физического воздействия на человека - вибрации. Транспортные источники создают на основных городских магистралях практически непрерывную вибрацию с уровнем колебаний грунта до 75 - 80 дБ. Источником вибрации являются также подземные поезда метрополитена.

Вопрос о влиянии вибрации на организм человека все еще недостаточно изучен. Отрицательный характер ее очевиден: в производственных условиях, когда человек по роду деятельности вынужден испытывать это воздействие, развивается так называемая вибрационная болезнь. В районах жилой застройки, а также в окрестностях больниц, школ уровень вибрации не должен превышать 60 - 65 дБ днем и 55 - 60 дБ ночью. Требования по защите от шума, вибрации, электрических и электромагнитных полей определены рядом документов.1