4.15. Расчет выбросов вредных веществ от автотранспорта
Основной вклад в загрязнение окружающей средыпри эксплуатации автотранспорта вносят вещества, выделяющиеся с выхлопными газами. Поскольку состав и количество отработавших газов зависят от марки автомобилей, условий эксплуатации и многих других факторов, экспериментально измерить массу выделяющихся загрязнений практически невозможно. Для этого пришлось бы на каждый автомобиль устанавливать комплекс газоанализаторов и проводить непрерывные измерения. Поэтому используют различные расчетные методы. Наиболее простыми в практическом применении являются следующие методы расчета массы выбросов:
1) на основе количества топлива, фактически расходуемого автомобилями;
2) исходя из выполненной транспортной работы;
3) пропорционально пробегу автомобилей.
Все эти методы не учитывают структуру парка автомобилей, их техническое состояние, условия движения и эксплуатации. Поэтому результаты расчетов не достаточно точны.
Для расчета приведенной массы годового выброса загрязнений Мгот автомашин используется уравнение (4.49). Масса mi (в тоннах) токсичных компонентов выхлопных газов автомашин определяются в зависимости от годового пробега:
(4.49)
где mі.пр– пробеговый выброс і-го загрязняющего вещества автомобилем (табл. 4.9), г/км;
Lг– годовой пробег одного автомобиля, км;
kгор– коэффициент , учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов (табл. 4.10);
kiт.с.– коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобиля на массовый выброс і-го загрязняющего вещества (табл. 4.11).
Масса газового выброса Мггазообразных примесей находится суммированием масс составляющих компонентов mi.
В настоящее время оценка токсичности двигателей внутреннего сгорания базируется на содержании отдельных примесей вредных веществ в отработавших газах. Однако, концентрации вредных компонентов в
отработавших газах (в процентах по объему, г/м3или количество частей на миллион – млн-1) еще не характеризует токсичность двигателя. Например, концентрация оксида углерода при режиме холостого хода двигателя, как правило, наибольшая (3…5%), нообщее количествовыделяемых отработавших газов невелико.
Таблица 4.9 – Выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава при движении в населенных пунктах
Тип автомобиля | Двигатель ** | Пробеговый выброс mі.пр, г/км | |||||
СО | СН | NO2 | C (сажа) | SO2 | Pb* | ||
Грузовые 2…5 т | К Д Г | 52,6 2,8 26,8 | 4,7 1,1 2,7 | 5,1 8,2 5,1 | 0 0,5 0 | 0,16 0,96 0,14 | 0,023 0 0 |
Грузовые 5…8 т | К Д | 73,2 3,2 37,4 | 5,5 1,3 4,4 | 9,2 11,4 9,2 | 0 0,8 0 | 0,19 1,03 0,17 | 0,029 0 0 |
Автобусы длиной 8…9,5 м | К Д | 67,1 4,5 | 5,0 1,4 | 9,9 9,1 | 0 0,8 | 0,25 0,9 | 0,037 0 |
Автобусы длиной 10,5…12 м | К Д | 104 4,9 | 7,7 1,6 | 10,4 10,0 | 0 1,0 | 0,32 1,23 | 0,047 0 |
Легковые с объемом двигателя 1,3…1,8 л | К | 13 | 2,6 | 1,5 | 0 | 0,076 | 0,02–0,017 |
Легковые с объемом двигателя 1,9…3,5 л | К | 14 | 2,8 | 2,7 | 0 | 0,096 | 0,014–0,031 |
* – расчет выбросов соединений выполняется только для регионов, где используется этилированный бензин.
** – обозначение двигателя: К – карбюраторный; Д – дизельный; Г – газовый.
Таблица 4.10 – Значения коэффициента kгорв зависимости от типа населенных пунктов для грузовых автомобилей и автобусов
Тип населенных пунктов (НП), число жителей | Коэффициент kгор | ||||||||
СО | СН | NO2 | C | SO2 | Pb | ||||
К, Г | Д | К, Г | Д | К, Г | Д | Д | К, Г, Д | Б | |
Город более 1 млн чел. | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 1,25 |
Город 100 тыс…1млн чел. | 0,89 | 0,9 5 | 0,8 5 | 0,93 | 0,79 | 0,92 | 0,8 | 1,15 | 1,15 |
Город 30…100 тыс чел. | 0,74 | 0,8 3 | 0,7 0 | 0,80 | 0,69 | 0,82 | 0,5 | 1,05 | 1,05 |
Прочие НП | 0,58 | 0,6 4 | 0,5 0 | 0,60 | 0,6 | 0,7 | 0,3 | 1,0 | 1,0 |
Таблица 4.11 – Значение коэффициента kіт.с.для различных типов автомашин
Тип автомашины | Двигатель | Коэффициент kіт.с. | |||||
СО | СН | NO2 | С | SO2 | Pb | ||
Грузовые и автобусы | К Г Д | 2,0
1,6 | 1,83
2,1 | 1,0
1,0 | 0
1,9 | 1,15
1,15 | 1,15
0 |
Легковые | К | 1,75 | 1,48 | 1,0 | 0 | 1,15 | 1,15 |
Количество (по массе) оксида углерода, выделяемое при максимальной мощности двигателя, будет в 4–5 раз больше, чем при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. При режиме холостого хода выделяется по массе в 2,5 раза меньше оксида углерода, чем при движении со скоростью 60км/ч на подъеме с і=0,03. Однако, концентрация оксида углерода на холостом ходу в 6 раз больше, чем при движении со скоростью 60 км/ч.
Самое большое массовое количествовредных веществ с выхлопными газами выбрасывается при работе двигателя на форсированных режимах, а не в режиме холостого хода. Наиболее вредными с точки зрения токсичности выхлопных газов являются режимы разгона и торможения карбюраторных автомобилей.
- 1. Источники и масштабы техногенного загрязнения биосферы
- 1.2. Загрязнение атмосферы
- 1.3.Загрязнение водных систем
- 1.4. Загрязнение почвы
- 2. Управление качеством окружающей среды
- 2.1. Понятие нормы состояния экосистемы
- 2.2. Пределы допустимого воздействия на природные экосистемы
- 3.1.Экологические критерии
- Контрольные вопросы
- 4. Нормирование загрязняющих веществ
- 4.1. Раздельное нормирование загрязняющих веществ в
- 4.2. Контроль состояния атмосферного воздуха
- 4.3. Эффект суммации и его учет
- 4.4. Раздельное нормирование и классификация пдк
- 4.5. Расчетные методы определения пдк
- 4.6. Пдк загрязнений для растений
- 4.7. Сравнительный анализ нормативных показателей Украины и зарубежных стран
- 4.8. Нормативы качества воздуха в производственно-хозяйственной сфере
- 4.9. Регламентация поступления загрязняющих веществ в атмосферу
- 4.10. Определение категории опасности предприятий
- 4.11. Расчет пдв для одиночного источника
- 4.12. Расчет максимальной приземной концентрации вредного вещества
- 4.13. Определение высоты трубы
- 4.14. Регламентация вредных веществ автомобильных
- 4.15. Расчет выбросов вредных веществ от автотранспорта
- Контрольные вопросы
- 5. Нормирование загрязняющих веществ в
- 5.1. Раздельное нормирование качества воды
- 5.2. Общие требования к составу и свойствам воды
- 5.2.1. Качество воды и примеси химических соединений
- 5.2.2. Минеральный состав питьевой воды
- 5.2.3. Бактериологические показатели воды
- 5.3. Трансформация химических веществ в водной среде
- 5.4. Предельно допустимые сбросы и их расчет
- 5.5. Определение условий спуска сточных вод в водоемы
- 5.6. Определение необходимой степени очистки сточных вод
- 5.7. Бассейновый принцип нормирования сбросов
- 6. Нормирование загрязняющих веществ в
- 6.1. Санитарные показатели почвы
- 6.2. Загрязнение почвы тяжелыми металлами
- 6.3. Нормирование загрязнения территорий предприятий
- Контрольные вопросы
- 7. Нормирование загрязняющих веществ в пищевых продуктах
- 7.1. Загрязнение продуктов питания
- 7.2. Природные загрязнители пищевых продуктов
- 7.3. Нормативы пдк загрязняющих веществ в продуктах
- 7.4. Токсическое и канцерогенное действие тяжелых металлов на организм человека
- 7.5. Пищевые добавки и их нормирование
- 7.6. Канцерогенные вещества в пищевых продуктах
- 7.7. Генетически модифицированные продукты (гмп)
- Контрольные вопросы
- 8. Основы промышленной токсикологии
- 8.1. Задачи и методы промышленной токсикологии
- 8.1.1. Критерии и концепции оценки вредных веществ
- 8.1.2. Классификация веществ по токсичности.
- 8.2. Кумуляция и её оценка
- 8.3. Оценка опасности химических соединений в водной среде
- 8.3.1.Оценка опасности химических веществ в рыбохозяйственных водоёмах
- 8.3.2. Показатели накопления токсичных веществ
- 8.3.3. Методы оценки токсичности водных систем
- 8.4. Оценка опасности химических соединений в почве
- 8.5. Экотоксикология – новая наука об окружающей среде
- Контрольные вопросы
- Приложение 1 (продолжение)
- Приложение 2 Предельно допустимые концентрации (мг/л) и лимитирующие показатели вредности вредных веществ в водных объектах
- Приложение 2 (продолжение)
- Приложение 3 Значения пдк химических веществ в почве
- Приложение 4 пдк химических элементов в пищевых продуктах, мг/кг продукта
- Приложение 5 пдк тяжелых металлов в растительном сырье и готовых пищевых продуктах
- Приложение 7 Доказанные канцерогены для человека ( группа 1 по классификации маир)
- Содержание
- Контрольные вопросы ……………………………………………... 16
- Контрольные вопросы ……………………………………………… 26
- Контрольные вопросы ……………………………………………… 36
- Контрольные вопросы ……………………………………………… 77
- Контрольные вопросы …………………………………………… 133
- Контрольные вопросы …………………………………………… 149
- Основы промышленной токсикологии ………………………... 186
- Приложения 1 – 7 ……………………………………………………… 220