2.1. Понятие о среде обитания
Все живые организмы непрерывно находятся во взаимодействии с окружающими их природными объектами и явлениями. Они потребляют из окружающей среды необходимые вещества и выделяют в нее продукты обмена, которые, в свою очередь, могут быть использованы другими организмами. Не только продукты обмена, но и сами организмы становятся пищей для других живых существ. Все эти процессы протекают в сложной, динамичной обстановке естественной среды обитания и находятся под постоянным воздействием комплекса факторов. Совокупность этих факторов составляют условия жизни организма.
Об историческом единстве живых организмов и их окружения еще в прошлом столетии писал выдающийся физиолог И.Сеченов: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Понятие «окружающая среда» было введено в экологию немецким биологом Я. Юкскюлем (1864–1944), который считал, что живые существа и среда их обитания образуют вместе единую систему окружающей нас действительности. Окружающая среда – это пища и вода, воздух для дыхания, климатические факторы, субстрат, почва, растительные и животные организмы и всё другое, без чего не может существовать данный организм. Концепция «окружающей среды» положила начало экспериментальным исследованиям взаимоотношений организмов со средой их обитания.
Согласно общепризнанному определению известного эколога Николая Павловича Наумова, среда - все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.
Таким образом, среда обитания - это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.
Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.
Если происхождение природных явлений не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, то мы имеем дело с абиотической, или неживой средой обитания. Это совокупность абиотических условий обитания организмов: различные физические характеристики климата, химические характеристики воды, почвы, характер субстрата, радиационный фон и т.п.
Все живое, окружающее организм в среде обитания, составляет биотическую среду - совокупность живых организмов, оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы.
В. И. Вернадский (1863-1945) сформулировал закон единства организма и среды его обитания как основную закономерность системы «среда-организм» - жизнь развивается в результате постоянного обмена веществом и информацией на базе потока энергии в совокупном единстве среды и населяющих ее организмов. Звучит банально, но самая главная и важная закономерность в системе «среда-организм» - это неразрывная связь и взаимное влияние среды и организма. Сообщества организмов и их среда обитания развиваются как единое целое. Организмы постоянно изменяют физическую и химическую природу веществ, отдавая в среду новые соединения и источники энергии.
Так, состав морской воды и донных илов в значительной мере определяется активностью морских организмов. Организмы влияют на состав атмосферы. До того как появились первые зелёные растения, атмосфера Земли состояла в основном из метана, аммиака, водяных паров и водорода. Сейчас их место в атмосфере частично занял кислород, высвобождающийся в процессе фотосинтеза. Существенно влияют организмы и на свойства почвы. Корни растений проникают в трещинки, и даже самые маленькие из них способствуют измельчению породы. Бактерии и грибы ускоряют выветривание горных пород. Грибы выделяют кислоты, растворяющие минеральные вещества, которые затем вымываются из породы, ослабляя её кристаллическую структуру и ускоряя разрушение. Животные также участвуют в процессе почвообразования, прорывая в земле норы и ходы, вытаптывая её, а также внося в неё свои экскременты.
Свойства среды постоянно меняются, и любое существо, чтобы выжить, приспосабливаются к этим изменениям. Приспособления к постоянно меняющимся – в течение суток, года, жизни – условиям жизни, или факторам среды, называются адаптациями. Способность к адаптациям – одно из основных свойств жизни на нашей планете, обеспечивающее возможность существования организмов, возможность их выживания и размножения. Многообразие организмов, их изменчивость и сохранение в природе, их становление и существование являются результатом воздействия окружающей среды и способности приспосабливаться.
Одной из главных задач экологии является изучение адаптаций организмов и экосистем к условиям жизни, или экологическим факторам. Изучение реакций организма на воздействие факторов среды позволяет выявить не только пределы, в которых он может существовать, но и физиологические и морфологические изменения, характерные для данных особей. С изучения этих реакций начинается любое экологическое исследование.
Таким образом, важнейшими взаимообусловленными понятиями в экологии и, в частности, аутэкологии, наряду со средой обитания, являются экологический фактор, то есть фактор окружающей среды, воздействующий на организм, и адаптации организма к этим факторам (рис.2.1.1.).
- Предисловие
- Глава 1. Предмет и содержание экологии
- Что изучает экология?
- 1.2. Краткая история экологического знания
- 1.3. Современное определение экологии
- 1.4. Структура экологии
- 1.5. Предмет и объекты изучения экологии
- Вопросы для повторения
- Что изучает экология?
- Глава 2. Среда обитания
- 2.1. Понятие о среде обитания
- 2.2. Среды жизни
- 2.3. Водная среда
- 2.4. Наземно-воздушная среда
- 2.5. Почвенная среда
- 2.6. Живые организмы как среда обитания
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Факторы окружающей среды
- 3.1. Понятие об экологических факторах
- 3.2. Абиотические факторы
- 3.3. Биотические факторы
- 3.4. Антропогенные факторы
- 3.5. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы
- 3.6. Адаптации организмов к факторам среды
- 3.7. Жизненные формы организмов
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Экология популяций
- 4.1. Определение и сущность популяции
- 4.2. Структура и характеристика популяций
- 4.3. Взаимодействия между популяциями
- 4.4. Конкуренция. Закон конкурентного исключения Гаузе
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Биоценоз
- 5.1. Понятие биоценоза
- 5.2. Видовая структура биоценоза
- 5.3. Пространственная структура биоценоза
- 5.4. Экологическая ниша
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Концепция экосистемы
- 6.1. Сущность экосистемы
- 6.2. Динамика и развитие экосистем
- 6.3. Поток энергии, пищевые цепи, экологические пирамиды
- 2. Консументы (от лат consumo - потребляю), потребители - гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом.
- 6.4. Экосистема и биогеоценоз
- 6.5. Агроэкосистемы
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Биосфера
- 7.1. Понятие биосферы. Учение в.И.Вернадского о биосфере
- 7.2. Происхождение жизни и эволюция биосферы
- 7.3. Живое вещество биосферы
- 7.4. Распределение жизни в биосфере
- 7.5. Стабильность биосферы и основные круговороты вещества
- 7.6. Биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы
- 7.7. Концепция ноосферы
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Природные ресурсы
- 8.1. Понятие природных ресурсов
- 8.2. Водные ресурсы Беларуси
- 8.3. Почвенные ресурсы Беларуси
- 8.4. Растительные ресурсы Беларуси
- 8.5. Состояние ресурсов животного мира Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Основные тенденции глобального экологичесКого кризиСа
- 9.1. Экологические проблемы современности
- 9.2. Понятие экологического кризиса
- 9.3. Определение и классификация загрязняющих веществ
- 9.4. Воздействие на атмосферу: смог, кислотные осадки
- 9.5. Проблема глобального потепления (парниковый эффект)
- 9.6. Состояние озонового экрана
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Проблемы охраны природы.
- 10.1. Охрана флоры и фауны
- 10.2. Красная книга
- 10.3. Система особо охраняемых природных территорий (оопт)
- 10.4. Особо охраняемые территории мира и Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Энергосбережение в республике беларусь
- 11.1. Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Топливно-энергетические ресурсы Беларуси
- 11.3. Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Вопросы для повторения
- Примерная тематика докладов и рефератов для семинарских занятий
- Экология популяций.
- Рекомендуемая литература