5.2. Видовая структура биоценоза
Видовая структура биоценоза слагается совокупностью составляющих его видов. В одних биоценозах могут преобладать животные виды, как, например, биоценоз кораллового рифа. В других биоценозах - лесных - главную роль играют растения: биоценоз пойменного луга, ковыльной степи, елового, березового, дубового леса. Количество видов (видовое разнообразие) в различных биоценозах разное и зависит от их географического положения. Установлено, что оно уменьшается от тропиков в сторону высоких широт, что объясняется ухудшением условий жизни организмов.
Самая известная закономерность изменения видового разнообразия - его уменьшение от тропиков в сторону высоких широт. Причем, это касается всех групп наземных и водных организмов, начиная от двустворчатых моллюсков, муравьев и летающих насекомых до пресмыкающихся, птиц, деревьев.
Чем ближе к экватору, тем богаче и разнообразнее становятся флора и фауна. Это относится ко всем формам жизни, начиная от водорослей и лишайников до цветковых растений, от насекомых до птиц и млекопитающих.
В дождевых лесах бассейна Амазонки на площади около 1 га можно насчитать до 400 деревьев, более чем 90 видов. Кроме этого, многие деревья служат опорой для других растений. На ветвях и стволе каждого дерева произрастают до 80 видов эпифитных растений.
Примером высочайшего видового разнообразия может служить один из вулканов на Филиппинах. На его склонах произрастает больше древесных видов, чем на всей территории США!
По сравнению с тропиками биоценоз соснового леса в условиях умеренной зоны Европы может включать максимум до 8-10 видов деревьев на 1 гектар, а на севере таежной области на такой же площади присутствуют 2-5 видов.
Разнообразие растений предоставляет большой выбор корма для животных. Многообразию млекопитающих здесь способствует большое количество видов летучих мышей, которые питаются насекомыми. Число последних в тропиках достигает 1 миллиона видов. Пищей для насекомых служат тропические фрукты, цветы и листва, которыми богаты тропические леса.
Наиболее бедными биоценозами по набору видов являются альпийские и арктические пустыни, самыми богатыми - тропические леса. В тропических лесах Панамы обитает в три раза больше видов млекопитающих и птиц, чем на Аляске. Правда, не обходится и без исключений. Пингвины и тюлени приполярных областей здесь наиболее разнообразны. Однако, в тропиках таких групп животных, не встречающихся в более высоких широтах значительно больше.
Наиболее простым показателем видового разнообразия биоценоза является общее число видов - видовое богатство. Если какой-либо вид растения (или животного) количественно преобладает в сообществе (имеет большую биомассу, продуктивность, численность или обилие), то такой вид называется доминантом, или доминирующим видом(от латинского слова «доминантис» - господствующий). .
Доминантные виды есть в любом биоценозе. В ельнике могучие ели, используя основную долю солнечной энергии, наращивают наибольшую биомассу, затеняют почву, ослабляют движение воздуха и создают массу удобств для жизни других обитателей леса.
- Предисловие
- Глава 1. Предмет и содержание экологии
- Что изучает экология?
- 1.2. Краткая история экологического знания
- 1.3. Современное определение экологии
- 1.4. Структура экологии
- 1.5. Предмет и объекты изучения экологии
- Вопросы для повторения
- Что изучает экология?
- Глава 2. Среда обитания
- 2.1. Понятие о среде обитания
- 2.2. Среды жизни
- 2.3. Водная среда
- 2.4. Наземно-воздушная среда
- 2.5. Почвенная среда
- 2.6. Живые организмы как среда обитания
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Факторы окружающей среды
- 3.1. Понятие об экологических факторах
- 3.2. Абиотические факторы
- 3.3. Биотические факторы
- 3.4. Антропогенные факторы
- 3.5. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы
- 3.6. Адаптации организмов к факторам среды
- 3.7. Жизненные формы организмов
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Экология популяций
- 4.1. Определение и сущность популяции
- 4.2. Структура и характеристика популяций
- 4.3. Взаимодействия между популяциями
- 4.4. Конкуренция. Закон конкурентного исключения Гаузе
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Биоценоз
- 5.1. Понятие биоценоза
- 5.2. Видовая структура биоценоза
- 5.3. Пространственная структура биоценоза
- 5.4. Экологическая ниша
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Концепция экосистемы
- 6.1. Сущность экосистемы
- 6.2. Динамика и развитие экосистем
- 6.3. Поток энергии, пищевые цепи, экологические пирамиды
- 2. Консументы (от лат consumo - потребляю), потребители - гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом.
- 6.4. Экосистема и биогеоценоз
- 6.5. Агроэкосистемы
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Биосфера
- 7.1. Понятие биосферы. Учение в.И.Вернадского о биосфере
- 7.2. Происхождение жизни и эволюция биосферы
- 7.3. Живое вещество биосферы
- 7.4. Распределение жизни в биосфере
- 7.5. Стабильность биосферы и основные круговороты вещества
- 7.6. Биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы
- 7.7. Концепция ноосферы
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Природные ресурсы
- 8.1. Понятие природных ресурсов
- 8.2. Водные ресурсы Беларуси
- 8.3. Почвенные ресурсы Беларуси
- 8.4. Растительные ресурсы Беларуси
- 8.5. Состояние ресурсов животного мира Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Основные тенденции глобального экологичесКого кризиСа
- 9.1. Экологические проблемы современности
- 9.2. Понятие экологического кризиса
- 9.3. Определение и классификация загрязняющих веществ
- 9.4. Воздействие на атмосферу: смог, кислотные осадки
- 9.5. Проблема глобального потепления (парниковый эффект)
- 9.6. Состояние озонового экрана
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Проблемы охраны природы.
- 10.1. Охрана флоры и фауны
- 10.2. Красная книга
- 10.3. Система особо охраняемых природных территорий (оопт)
- 10.4. Особо охраняемые территории мира и Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Энергосбережение в республике беларусь
- 11.1. Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Топливно-энергетические ресурсы Беларуси
- 11.3. Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Вопросы для повторения
- Примерная тематика докладов и рефератов для семинарских занятий
- Экология популяций.
- Рекомендуемая литература