7.3. Живое вещество биосферы
В основу учения В.И.Вернадского о биосфере положено представление о планетарной геохимической роли живого вещества. «Под именем живого вещества, - писал В.И Вернадский – я буду подразумевать всю совокупность всех организмов, растительности и животных, в том числе и человека. В пределах биосферы везде встречается либо само живое вещество, либо следы его деятельности: газы атмосферы, природная вода, запасы нефти, угля, известняка, глины, сланцы и др.».
Таким образом, по Вернадскому, живое вещество – это совокупность существующих (или существовавших в определенный отрезок времени) живых организмов, являющихся мощным геологическим фактором.
Живое вещество как форма активированной материи обладает специфическими характеристиками:
■ живое вещество по В.И.Вернадскому обладает «огромной свободной энергией». В процессе эволюции она увеличилась во много раз и продолжает расти, ибо живое вещество эффективно перерабатывает энергию солнечных излучений, атомную энергию радиоактивного распада и энергию рассеянных элементов, приходящих из космоса. Периодически в природе происходят всплески энергии, с ее резким увеличением и образуется колоссальное скопление живого вещества, например в период массового размножения. Известны, ставшие легендарными нашествия леммингов в Скандинавии, кроликов в Австралии. В истории описаны гигантские кулиги саранчи, которые во время массового воспроизводства достигали 120 км длины и 20 км ширины.
■ живому веществу присуща высокая скорость протекания химических реакций в тысячи и миллионы раз быстрее по сравнению с неживым веществом. Например, некоторые гусеницы могут в сутки переработать пищи в 200 раз больше, чем весят сами.
■ слагающие живое вещество органические соединения, важнейшими из которых являются белки, ферменты, устойчивы только в живых организмах. В значительной мере это относится и к минеральным соединениям, входящим в состав живого вещества. Например, моллюски, живущие в кислых водах, в которых может легко растворится вещество их известковой раковины, покрывают его снаружи хитином. После завершения жизненного цикла исходные органические вещества разлагаются на простые неорганические соединения.
■ живое вещество характеризуется значительно большим разнообразием органических форм и химических соединений, чем неживое. В качестве сравнения, можно сказать, что между вирусом и африканским слоном различие гораздо более значительное, чем между песчинкой и горой Эльбрус. Известно более 2 млн. органических соединений, входящих в состав живого вещества, в то время как неорганических насчитывается около 20 тыс.
■ живое вещество представлено в биосфере в виде дискретных тел – организмов, размеры которых варьируют в необыкновенно широких пределах: от 20 нм (1нм= 10-9 м) у вирусов и более чем 150 м в высоту у австралийских эвкалиптов.
■ живое вещество существует в виде непрерывного чередования поколений, благодаря чему вновь образовавшееся современное живое вещество генетически связано с живым веществом прошлых геологических эпох. Доказательством служит неизменное число хромосом у особей одного вида на протяжении всего времени его существования.
■ для живого вещества характерен эволюционный процесс. Воспроизводство организмов происходит не по типу абсолютного копирования предыдущих поколений, а путем морфологических и биохимических изменений. Человек, имея значительное сходство со своими предками, отличается от них рядом морфологических, физиологических и психических особенностей.
В.И. Вернадский отмечал, что живые организмы нашей планеты – это постоянно действующая и могущественная по своим конечным последствиям геохимическая сила, которая «выполняет» в биосфере огромную работу. Она проявляется в двух формах: химической и механической.
Первая заключается в построении тела и переваривании пищи. Благодаря чему идет постоянный процесс обмена веществ живых организмов с окружающей средой и скорость этого обмена весьма велика. Например, в течение жизни человека через его организм в среднем проходит около 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков и 1,3 т липидов.
Работа второго рода протекает также в наземных и водных экосистемах. Она заключается, во-первых, в пропускании неорганических компонентов пищи через желудочный тракт потребителей грунта и ила; во-вторых, в перемещении неживого вещества организмами в процессе их жизнедеятельности и, в-третьих, в перемещении самого живого вещества. Благодаря этой работе в геохимический круговорот вовлекается огромное количество неорганических веществ земной коры.
Таким образом, живое вещество биосферы является чрезвычайно активным. При его участии образуются органические осадочные породы – биогенные вещества, а также биокосные вещества – почти вся вода, почва, кора выветривания и т.д. Вместе с тем живое вещество контролирует все основные химические превращения в биосфере. Различают 5 основных функций живого вещества на нашей планете.
■ Энергетическая функция – основная планетарная функция живого вещества. В основе этой функции лежит фотосинтетическая деятельность зеленых растений, в процессе, которой происходит аккумуляция солнечной энергии и ее перераспределение между живыми организмами биосферы. Можно утверждать, что за счет накопленной солнечной энергии протекают все жизненные процессы на Земле.
■ Газовая функция. Она обуславливает образование, миграцию газов и их превращение, обеспечивая постоянство газового состава биосферы. Преобладающая масса газов на Земле имеет биогенное происхождение. В процессе функционирования живого вещества появляются основные газы: кислород, азот, углекислый газ, сероводород, метан и др.
■ Концентрационная функция. Проявляется в извлечении и накоплении живыми организмами в своих телах биогенных элементов из окружающей среды. В основном это атомы кислорода, углерода, водорода, азота, натрия, магния, алюминия, кремния, серы, хлора, кальция, концентрация которых в телах живых организмов в сотни и тысячи раз выше, чем во внешней среде. Этим и объясняется неоднородность химического состава биосферы и ее существенное отличие от состава неживого вещества планеты. Высокая концентрация некоторых элементов и веществ в организмах делает небезопасным употребление их в пищу, даже если эти элементы в окружающей среде находятся в количестве безопасном для здоровья. Например, азотные удобрения, внесенные на поля, накапливаются в форме нитратов и нитритов в растениях и вызывают тяжелые расстройства здоровья у животных и человека.
■ Окислительно-восстановительная функция. Выражается в химических превращениях веществ в процессе жизнедеятельности организмов. В результате этого образуются соли, оксиды, формировались железные, марганцевые руды, известняки и т.т. При этом на поверхности Земли преобладают биогенные процессы окисления и восстановления.
■ Деструкционная функция. Обуславливает процессы, связанные с разложением организмов после их смерти, вследствие которой происходит минерализация органического вещества, т.е. превращение живого вещества в косное и вовлечение его в биогеохимический круговорот. Решающая роль в этом процессе принадлежит редуцентам.
Следует особо подчеркнуть, что в 30-е гг. 20 столетия В.И.Вернадский из общей массы живого вещества выделяет человечество как особую его часть. Такое обособление человека от всего живого стало возможным по трем причинам:
Во-первых, человечество является не производителем, а потребителем биогеохимической энергии.
Во-вторых, масса человечества, исходя из данных демографических исследований, не является величиной постоянной, а непрерывно увеличивается.
В-третьих, его геохимические функции характеризуются не массой, а производственной деятельностью. Характер усвоения человечеством биогеохимической энергии определяется разумом человека. С одной стороны, человек – «продукт» спонтанной деятельности природы, а с другой – зачинатель нового, «разумно направленного» этапа самой эволюции.
- Предисловие
- Глава 1. Предмет и содержание экологии
- Что изучает экология?
- 1.2. Краткая история экологического знания
- 1.3. Современное определение экологии
- 1.4. Структура экологии
- 1.5. Предмет и объекты изучения экологии
- Вопросы для повторения
- Что изучает экология?
- Глава 2. Среда обитания
- 2.1. Понятие о среде обитания
- 2.2. Среды жизни
- 2.3. Водная среда
- 2.4. Наземно-воздушная среда
- 2.5. Почвенная среда
- 2.6. Живые организмы как среда обитания
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Факторы окружающей среды
- 3.1. Понятие об экологических факторах
- 3.2. Абиотические факторы
- 3.3. Биотические факторы
- 3.4. Антропогенные факторы
- 3.5. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы
- 3.6. Адаптации организмов к факторам среды
- 3.7. Жизненные формы организмов
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Экология популяций
- 4.1. Определение и сущность популяции
- 4.2. Структура и характеристика популяций
- 4.3. Взаимодействия между популяциями
- 4.4. Конкуренция. Закон конкурентного исключения Гаузе
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Биоценоз
- 5.1. Понятие биоценоза
- 5.2. Видовая структура биоценоза
- 5.3. Пространственная структура биоценоза
- 5.4. Экологическая ниша
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Концепция экосистемы
- 6.1. Сущность экосистемы
- 6.2. Динамика и развитие экосистем
- 6.3. Поток энергии, пищевые цепи, экологические пирамиды
- 2. Консументы (от лат consumo - потребляю), потребители - гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом.
- 6.4. Экосистема и биогеоценоз
- 6.5. Агроэкосистемы
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Биосфера
- 7.1. Понятие биосферы. Учение в.И.Вернадского о биосфере
- 7.2. Происхождение жизни и эволюция биосферы
- 7.3. Живое вещество биосферы
- 7.4. Распределение жизни в биосфере
- 7.5. Стабильность биосферы и основные круговороты вещества
- 7.6. Биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы
- 7.7. Концепция ноосферы
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Природные ресурсы
- 8.1. Понятие природных ресурсов
- 8.2. Водные ресурсы Беларуси
- 8.3. Почвенные ресурсы Беларуси
- 8.4. Растительные ресурсы Беларуси
- 8.5. Состояние ресурсов животного мира Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Основные тенденции глобального экологичесКого кризиСа
- 9.1. Экологические проблемы современности
- 9.2. Понятие экологического кризиса
- 9.3. Определение и классификация загрязняющих веществ
- 9.4. Воздействие на атмосферу: смог, кислотные осадки
- 9.5. Проблема глобального потепления (парниковый эффект)
- 9.6. Состояние озонового экрана
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Проблемы охраны природы.
- 10.1. Охрана флоры и фауны
- 10.2. Красная книга
- 10.3. Система особо охраняемых природных территорий (оопт)
- 10.4. Особо охраняемые территории мира и Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Энергосбережение в республике беларусь
- 11.1. Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Топливно-энергетические ресурсы Беларуси
- 11.3. Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Вопросы для повторения
- Примерная тематика докладов и рефератов для семинарских занятий
- Экология популяций.
- Рекомендуемая литература