logo
Основы экологии

7.7. Концепция ноосферы

Представление о ноосфере (от греческого – разум и шар), т.е. «сфере разума» связано главным образом с научной деятельностью В.И. Вернадского. Находясь под впечатлением его лекций, прочитанных в парижской Сорбонне, французский математик Э. Леруа ввел понятие о ноосфере в 1927 г., а своим единомышленником и соавтором назвал ученого геолога и палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена, который сочетал христианское мировоззрение с научными обобщениями. Духовное объединение человечества – вот движущая сила ноосферы. По Шардену ноосфера не завершение, а лишь ступень в развитии планеты. Любовь к Богу и порождение ею любовь к всему сущему приведет к новому этапу эволюции ноосферы, когда совершится ее вхождение в мир Божественного совершенства. Эту фазу мировой эволюции Шарден называл «точкой Омега».

Основоположники учения о ноосфере Э. Леруа, П.Тейяр де Шарден, В. Вернадский, отчасти П. Флоренский – вкладывали в понятие «разум человека» божественное начало (снисхождение к людям божественного разума), что следовало из их общего мировоззрения. В частности В. Вернадский развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы форму закона, трактуя ее, как высшую стадию развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития. В.И.Вернадский (1944) писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете В ней впервые человек становится крупной геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. перестраивать коренным образом по сравнению с тем. что было раньше». Иными словами, хаотичное саморазвитие, основанное на процессах естественной саморегуляции будет заменено разумной стратегией, базирующейся на прогнозно-плановых началах, регулирования процессов естественного развития - биосфера перерастет в ноосферу.

Или другими словами, ноосфера - это гармоническое соединение природы и общества, это торжество разума и гуманизма это мир без оружия, войн и экологических проблем, это мечта человечества.

Мечта и вера, конечно светлая, на весьма далекая от реальности и недостаточная ни как научный прогноз, ни как определение закона ноосферы, хотя сам, закон безусловно справедлив в том смысле, что если человечество не начнет разумно регулировать свою численность и давление на природу, сообразуясь с ее законами, биосфера в измененном виде может сохраниться, но цивилизация а не исключено, что и вид - человек разумный погибнут.

Вернадский исходил из сциентистского взгляда на отно­шения человека и природы, т. е. считал, что наука может ре­шить практически любые проблемы вплоть до управления основными циклами веществ и перехода человека на «автотрофное питание» с непосредственным использованием сол­нечной энергии для производства продуктов питания (минуя посредническую роль растений).

Взгляды Вернадского на ноосферу - пример экологичес­кого утопизма. Система связей в биосфере («биосферный рынок») столь сложна, что человек не может управлять ей. Серьезные вмешательства в биосферные круговороты ведут к резкому обострению экологической ситуации, что уже на­блюдается сегодня (разрушение озонового экрана, потепле­ние климата, глобальное загрязнение среды, появление но­вых «экологических болезней» и т. д.).

Переход биосферы в ноосферу считался несомненным благом несущим человечеству разрешение всех проблем. Основоположники учения о ноосфере верили, что человеческий интеллект, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной деятельности, к более совершенным формам бытия. Однако в конце XX в. люди заговорили о выживании. Появилась угроза существованию природы как самостоятельной целостности. Между тем отношение к ноосфере продолжает быть преимущественно восторженным, будто ее развитие никак не связано с кризисом современной цивилизации. Тревожные экологические тенденции современности заставляют критически относится к этим стереотипам.

Ряд ученых в том числе и известный американский эколог Ю.Одум (1986) полагают, что правильнее говорить в настоящее время лишь о существовании начальных стадий развития ноосферы (протоноосферы), имеющей принципиальные отличия от ее будущего состояния. Хотим мы того или нет, но вскоре человек станет перед выбором: либо он будет по- прежнему развивать промышленность и жить на своеобразной «индустриализованной» планете, все меньше и меньше напоминающей ту «живую» планету, которая образовалась в результате миллиардов лег биологической эволюции, либо он должен действовать в соответствии с принципами экологии и распространить на себя те же критерии, которым подчиняются растения и животные. Являясь частью природы, человек не может в течение длительного времени безнаказанно пренебрегать биологическими законами. Рано или поздно человечество должно обрести то, что американский специалист по охране природы Олдо Леопольд назвал «экологической совестью».

Вывод: только предельная гуманизация общества (процесс тоже противоречивый и неоднозначный), относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на использовании только прироста ресурсов может спасти человечество.

Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой, своим обществом. В этом смысл закона ноосферы.

Человек может сохраниться только вместе с биосферой, «встроив» свою хозяйственную деятельность в биосферные круговороты. Известный математик и эколог Н.Н. Моисеев писал о возможности «коадаптации человека и биосферы» и формирования на этой основе некого «квазиустойчивого состояния» последней, при кото­ром изменения круговоротов веществ не будут превышать пороговых значений, начиная с которых могут произойти не­обратимые изменения.