7.1. Понятие биосферы. Учение в.И.Вернадского о биосфере
Впервые представления о биосфере было введено в естествознание известным французским натуралистом Ж.Б.Ламарком. Ему принадлежит приоритет в формулировке самого понятия биосфера, хотя термина этого при его жизни еще не существовало. В своих лекциях 1800 г он отмечал, что живые тела содержат все неорганические вещества, наблюдаемые в природе, и объяснил это активным участием животных и растений в формировании поверхности Земли. Именно работы Ламарка положили начало научным взглядам на существование на нашей планете определенного пространства заселенного живыми существами и на то, что это пространство организовано именно жизнедеятельностью живых организмов.
Значительно позже в 1872г в научный оборот термин «биосфера» ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс. Сама же идея о влиянии жизни на природные процессы на огромных пространствах Земли впервые научно обоснована на рубеже XIX и XX столетий в трудах В.В.Докучаева, который указал на зависимость типа почвообразования не только от климата, но и от совокупного влияния растений и животных.
Однако заслуга в разработке наиболее стройного и целостного учения о биосфере как глобальной экосистеме системе Земли, где весь основной ход геохимических и энергетических превращений определяется жизнью, принадлежит академику В.И. Вернадскому. Свое фундаментальное обобщение о строении и функционировании этой цельной «оболочки Земли» населенной живым веществом он изложил в книге под названием «Биосфера», которая вышла в 1926 г.
Вернадский назвал биосферой ту оболочку Земли, в которой существует или когда-либо существовала жизнь и которая постоянно подвергалась и подвергается воздействию живых организмов. «Участие каждого отдельного организма в геологической истории Земли ничтожно мало. Однако живых существ на Земле бесконечно много, они обладают высоким потенциалом размножения, активно взаимодействуют со средой обитания и в конечном счете, представляют в своей совокупности особый, глобальных масштабов фактор, преобразующий верxние оболочки Земли…», - писал Вернадский.
Согласно современным представлениям, биосфера (от греч. bios- жизнь, sphaera - шар) — это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
В.И Вернадский (1965) выделил в биосфере 7 главных компонентов, глубоко разнородных, но геологически не случайных:
1) живое вещество (вся совокупность живых организмов на планете). Вернадский в качестве его основных характеристик рассматривал суммарную массу, химический состав и энергию;
2) биогенное вещество, которое образовано живым веществом, т.е. это продукты жизнедеятельности живого вещества временно не участвующие в биотическом круговороте (каменный уголь, нефть, известняк). Это источник чрезвычайно мощной потенциальной энергии;
3) косное вещество, образовавшееся без участия живых организмов. В современных условиях это магматические горные породы, а также водяной пар и газы, которые поступают в атмосферу Земли при извержении вулканов;
4) биокосное вещество, которое по Вернадскому является особой категорией. Он отмечал, что биокосное вещество «создается в биосфере, одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других». Биокосное вещество планеты, в котором живые организмы играют ведущую – это разнообразные почвы, кора выветривания, все природные воды;
5) вещество радиоактивного распада (элементы и изотопы уранового, ториевого и актиноуранового ряда;
6) вещество рассеянных атомов земного происхождения и космических излучений;
7) вещество космического происхождения в форме метеоритов, космической пыли.
Таким образом сущность учения Вернадского заключена в признании исключительной роли живого вещества, непрерывно преобразующего облик нашей планеты.
Суммарный результат его деятельности за весь геологический период существования Земли огромен. По словам В.И.Вернадского, «на земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Именно живые оргнизмы улавливают и преобразуют лучистую энергию Солнца и создают бесконечное разнообразие нашего мира.
Он писал: «Жизнь захватывает значительную часть атомов, составляющих материю земной поверхности. Под ее влиянием атомы находятся в непрерывном интенсивном движении. Из них все время создаются миллионы разнообразнейших соединений. И этот процесс длится без перерыва, десятки миллионов лег, от древнейших археозойских эр и до нашего времени. На земной поверхности нет химической силы более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».
Вторым главнейшим аспектом учения В.И.Вернадского является разработанное им представление об организованности биосферы, которая проявляется в согласованном взаимодействии живого и неживого, взаимной приспособляемости организма и среды. «Организм, - писал Вернадский, - имеет дело со средой, к которой он не только приспособлен, но которая приспособлена и к нему».
Вернадский понимал под биосферой и ту часть земной коры, которая подверглась в течение геологической истории влиянию организмов. Многие же исследователи, вкладывают в это понятие несколько иной смысл, сужая представление о биосфере и рассматривая ее лишь как ту часть поверxности Земли, которая находится непосредственно под влиянием живых организмов в настоящее время.
Где истина судить трудно, но тем не менее, необходимо представлять, что биосфера это сложная система, состоящая из множества компонентов, которые включают всю живую и неживую природу, охватывая одновременно атмосферу» гидросферу и верхнюю часть литосферы, взаимосвязанные биогеохимическими циклами миграции вещества и энергии. С одной стороны это среда жизни, а с другой – результат жизнедеятельности. Проще говоря, биосфера это область Земли, которая охвачена влиянием живого вещества.
- Предисловие
- Глава 1. Предмет и содержание экологии
- Что изучает экология?
- 1.2. Краткая история экологического знания
- 1.3. Современное определение экологии
- 1.4. Структура экологии
- 1.5. Предмет и объекты изучения экологии
- Вопросы для повторения
- Что изучает экология?
- Глава 2. Среда обитания
- 2.1. Понятие о среде обитания
- 2.2. Среды жизни
- 2.3. Водная среда
- 2.4. Наземно-воздушная среда
- 2.5. Почвенная среда
- 2.6. Живые организмы как среда обитания
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Факторы окружающей среды
- 3.1. Понятие об экологических факторах
- 3.2. Абиотические факторы
- 3.3. Биотические факторы
- 3.4. Антропогенные факторы
- 3.5. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы
- 3.6. Адаптации организмов к факторам среды
- 3.7. Жизненные формы организмов
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Экология популяций
- 4.1. Определение и сущность популяции
- 4.2. Структура и характеристика популяций
- 4.3. Взаимодействия между популяциями
- 4.4. Конкуренция. Закон конкурентного исключения Гаузе
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Биоценоз
- 5.1. Понятие биоценоза
- 5.2. Видовая структура биоценоза
- 5.3. Пространственная структура биоценоза
- 5.4. Экологическая ниша
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Концепция экосистемы
- 6.1. Сущность экосистемы
- 6.2. Динамика и развитие экосистем
- 6.3. Поток энергии, пищевые цепи, экологические пирамиды
- 2. Консументы (от лат consumo - потребляю), потребители - гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом.
- 6.4. Экосистема и биогеоценоз
- 6.5. Агроэкосистемы
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Биосфера
- 7.1. Понятие биосферы. Учение в.И.Вернадского о биосфере
- 7.2. Происхождение жизни и эволюция биосферы
- 7.3. Живое вещество биосферы
- 7.4. Распределение жизни в биосфере
- 7.5. Стабильность биосферы и основные круговороты вещества
- 7.6. Биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы
- 7.7. Концепция ноосферы
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Природные ресурсы
- 8.1. Понятие природных ресурсов
- 8.2. Водные ресурсы Беларуси
- 8.3. Почвенные ресурсы Беларуси
- 8.4. Растительные ресурсы Беларуси
- 8.5. Состояние ресурсов животного мира Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Основные тенденции глобального экологичесКого кризиСа
- 9.1. Экологические проблемы современности
- 9.2. Понятие экологического кризиса
- 9.3. Определение и классификация загрязняющих веществ
- 9.4. Воздействие на атмосферу: смог, кислотные осадки
- 9.5. Проблема глобального потепления (парниковый эффект)
- 9.6. Состояние озонового экрана
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Проблемы охраны природы.
- 10.1. Охрана флоры и фауны
- 10.2. Красная книга
- 10.3. Система особо охраняемых природных территорий (оопт)
- 10.4. Особо охраняемые территории мира и Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Энергосбережение в республике беларусь
- 11.1. Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Топливно-энергетические ресурсы Беларуси
- 11.3. Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Вопросы для повторения
- Примерная тематика докладов и рефератов для семинарских занятий
- Экология популяций.
- Рекомендуемая литература