2.4. Наземно-воздушная среда
В ходе эволюции эта среда была освоена позже, чем водная. После достижения содержания кислорода в атмосфере равного 0,1 от современного, озоновый экран был уже в состоянии полностью защитить организмы от действия жесткой ультрафиолетовой радиации. С этого момента организмы смогли начать освоение суши как среды обитания. По расчетам учёных это должно было произойти около 400 -600 млн. лет назад. В формировании условий наземно-воздушной среды жизни сами организмы играют первостепенную роль, и, прежде всего, - газового состава атмосферы. Практически весь кислород земной атмосферы имеет биогенное происхождение.
Наземно-воздушная среда характеризуется огромным разнообразием условий существования, экологических ниш и заселяющих их организмов; условия жизни здесь меняются во времени и в пространстве. Экологические факторы в наземно-воздушной среде отличаются от других сред обитания значительными колебаниями температуры и влажности воздуха, корреляцией всех факторов с географическим положением, сменой сезонов года и времени суток. В ходе эволюции у живых организмов выработались необходимые анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и другие адаптации. Данной среде свойствен более высокий уровень организации живого.
Основная особенность заключается в том, что данная среда газообразная, поэтому характеризуется низкими плотностью и давлением, высокими интенсивностью света и содержанием кислорода (около 21%), что в свою очередь определяет возможность формирования высокого энергетического уровня обмена веществ.
Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому освоение организмами суши сопровождалось усилением развития механических тканей. У наземных организмов сильно развиты внутренний и наружный скелет (скелет у позвоночных животных, хитиновые панцири у насекомых, механические ткани у растений). Это позволило им противостоять действию закона всемирного тяготения и ветра, а также обеспечило автономность передвижения по суше. Формы движения крайне разнообразны: бегание, прыгание, ползание, полет и т. д. По воздуху передвигаются птицы и многие насекомые, но ни один организм постоянно жить в условиях только воздушной среды не может, т.к. должен периодически опускаться на землю.
Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах. Колебания температуры воздуха велики в разных природных зонах и в разные сезоны года. Воздух может охлаждаться до -80° С и нагреваться до +50-60° С. Поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие изменения температуры или избегать их. Наиболее замечательным приспособлением является развитие теплокровности, возникшее именно в наземно-воздушной среде.
Вместе с тем, здесь слабее выражены перепады давления, но часто возникает недостаток влаги. Атмосферный воздух отличается низкой и изменчивой влажностью. Поэтому у наземных обитателей развиты приспособления, связанные с обеспечением организма водой, особенно в засушливых условиях. У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды через устьица. У животных, помимо особенностей строения внешних покровов, это и особенности поведения, способствующие поддержанию водного баланса, например миграции к водопоям.
Для жизни на суше потребовались более сложные механизмы размножения, исключавшие риск высыхания половых клеток. У растений появились семязачатки и завязи, появились переносимые ветром споры, семена и пыльца, у животных – внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и т.д.
Большое значение для жизни наземных организмов имеет состав воздуха (79 % азота, 21 % кислорода и 0,03 % углекислого газа), который обеспечивает химическую основу жизни. Появились органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха: у животных - легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат. Снижение удельного количества кислорода в воздухе в зависимости от повышения высоты местности определяет верхнюю границу жизни животных. Люди, например, никогда не образовывали постоянных поселений на высоте свыше 6000 м над уровнем моря.
Углекислый газ (диоксид углерода) является важнейшим сырьевым источником для фотосинтеза. Азот воздуха необходим для синтеза белков и нуклеиновых кислот.
Атмосфера не только поддерживает жизнь, она служит также защитным экраном. На высоте 20-25 километров от поверхности Земли находится защитный озоновый экран (слой), задерживающий губительную для всего живого ультрафиолетовую радиацию.
- Предисловие
- Глава 1. Предмет и содержание экологии
- Что изучает экология?
- 1.2. Краткая история экологического знания
- 1.3. Современное определение экологии
- 1.4. Структура экологии
- 1.5. Предмет и объекты изучения экологии
- Вопросы для повторения
- Что изучает экология?
- Глава 2. Среда обитания
- 2.1. Понятие о среде обитания
- 2.2. Среды жизни
- 2.3. Водная среда
- 2.4. Наземно-воздушная среда
- 2.5. Почвенная среда
- 2.6. Живые организмы как среда обитания
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Факторы окружающей среды
- 3.1. Понятие об экологических факторах
- 3.2. Абиотические факторы
- 3.3. Биотические факторы
- 3.4. Антропогенные факторы
- 3.5. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы
- 3.6. Адаптации организмов к факторам среды
- 3.7. Жизненные формы организмов
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Экология популяций
- 4.1. Определение и сущность популяции
- 4.2. Структура и характеристика популяций
- 4.3. Взаимодействия между популяциями
- 4.4. Конкуренция. Закон конкурентного исключения Гаузе
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Биоценоз
- 5.1. Понятие биоценоза
- 5.2. Видовая структура биоценоза
- 5.3. Пространственная структура биоценоза
- 5.4. Экологическая ниша
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Концепция экосистемы
- 6.1. Сущность экосистемы
- 6.2. Динамика и развитие экосистем
- 6.3. Поток энергии, пищевые цепи, экологические пирамиды
- 2. Консументы (от лат consumo - потребляю), потребители - гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом.
- 6.4. Экосистема и биогеоценоз
- 6.5. Агроэкосистемы
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Биосфера
- 7.1. Понятие биосферы. Учение в.И.Вернадского о биосфере
- 7.2. Происхождение жизни и эволюция биосферы
- 7.3. Живое вещество биосферы
- 7.4. Распределение жизни в биосфере
- 7.5. Стабильность биосферы и основные круговороты вещества
- 7.6. Биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы
- 7.7. Концепция ноосферы
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Природные ресурсы
- 8.1. Понятие природных ресурсов
- 8.2. Водные ресурсы Беларуси
- 8.3. Почвенные ресурсы Беларуси
- 8.4. Растительные ресурсы Беларуси
- 8.5. Состояние ресурсов животного мира Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Основные тенденции глобального экологичесКого кризиСа
- 9.1. Экологические проблемы современности
- 9.2. Понятие экологического кризиса
- 9.3. Определение и классификация загрязняющих веществ
- 9.4. Воздействие на атмосферу: смог, кислотные осадки
- 9.5. Проблема глобального потепления (парниковый эффект)
- 9.6. Состояние озонового экрана
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Проблемы охраны природы.
- 10.1. Охрана флоры и фауны
- 10.2. Красная книга
- 10.3. Система особо охраняемых природных территорий (оопт)
- 10.4. Особо охраняемые территории мира и Беларуси
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Энергосбережение в республике беларусь
- 11.1. Понятие топливно-энергетических ресурсов
- Топливно-энергетические ресурсы Беларуси
- 11.3. Топливно-энергетический комплекс Беларуси
- Основные направления экономии энергоресурсов
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Вопросы для повторения
- Примерная тематика докладов и рефератов для семинарских занятий
- Экология популяций.
- Рекомендуемая литература