logo
Госы

111. Картографирование уровней загрязнения атмосферы

Основным, наиболее употребительным, интегральным пока­зателем является индекс загрязнения атмосферы (ИЗА):

где qср i — среднегодовая концентрация i-ro вещества; ПДКссi — среднесуточная предельно допустимая концентрация i-ro вещества; ki. — безразмерная константа (показатель степени), позволяющая учесть различия в степени опасности отдельных веществ, и при­нимающая значения: 1,7 для веществ 1-го класса опасности; 1,3 для веществ 2-го класса опасности; 1,0 для веществ 3-го класса опасности; 0,9 для веществ 4-го класса опасности.

Долговременное за­грязнение воздуха. Оно может быть охарактеризовано по пря­мым или косвенным данным.

Картографирование по прямым данным наблюдений на стаци­онарных постах дает наиболее точную количественную характери­стику загрязнения, но степень ее детальности лимитируется ма­лым числом таких постов.

Число постов в городах зависит от их населения и объемов про­мышленных выбросов и составляет от 1 до 10—20. Из-за ограни­ченности числа постов при картографировании по прямым дан­ным интерполяция выполняется схематично, практически без учета планировочной структуры городов. Посты могут размещаться вблизи предприятий и промышленных зон, на автомагистралях, в жилых и зеленых зонах. Это позволяет решить задачу получения общегородских ха­рактеристик, дифференцированных по функциональным зонам, но делает весьма проблематичной возможность интерполяции между постами. Расстояние между постами в городах обычно бывает по­рядка километров, и функциональные зоны между ними сменяют друг друга неоднократно.

Кратковременное загрязнение воздуха при неблагопри­ятных метеоусловиях. Оно контролируется в крупных городах значительно более полно, чем долговременное, так как на реше­ние этой задачи направлены подфакельные наблюдения и конт­роль санитарно-защитных зон предприятий.

Неблагоприятные для рассеяния выбросов метеоусловия могут формироваться как в городе в целом, под воздействием макрометеорологических процессов, так и на локальных участках вслед­ствие влияния мезо- и микрометеорологических процессов.

В первом случае определяющими факторами являются повторя­емости приземных и приподнятых инверсий, слабых ветров, зас­тоев воздуха, туманов, составляющие в совокупности потенциал загрязнения атмосферы. Наличие этих условий приводит к фор­мированию над городом шапки загрязненного воздуха,

Во втором случае речь идет о локальном повышении призем­ных концентраций при опасной скорости ветра. В зави­симости от скорости и направления ветра зоны максимальных при­земных концентраций от конкретных источников постоянно смещаются . В связи с этим карта, представляющая максимальное загрязнение воздуха в городе, должна характеризовать не опреде­ленную неблагоприятную ситуацию, а их совокупность.

Такая общая карта должна быть расчленяема по конкретным метеорологическим ситуациям (в первую очередь — сочетаниям скоростей и направлений ветра), в целях разработки профилакти­ческих мероприятий, применительно к этим ситуациям.

Этот подход может быть реализован по материалам монито­ринга и в рамках математического моделирования..