logo
Госы

56. Структура экономики Уральского экономического района.

Состав: Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская, об­ласти, Республика Башкортостан (Башкирия), Республика Удмуртия, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Экономико-географическое положение. Уральский район расположен между старыми промышленными района­ми европейской части России, Сибирью и Казахстаном — на стыке евро­пейской и азиатской частей РФ.

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересекающие всю тер­риторию России от западных границ до Тихого океана. С востока район по­лучает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей промышленности — с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ условия и ресурсы

Уральские горы .С запада к ним примыкают окраины Восточно Европейской равнины (Предуралье), с востока — Западно-Сибирская низ­менность (Зауралье).

Высоты Среднего Урала составляют 600—800 м

Климат разных частей Урала неодинаков и меняется как в направлении с севера на юг, так и с запада на восток. Климат предгорий имеет много об­щего с климатом прилегающих долин.

Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяжении. Урал — «кладовая» полезных ископаемых. Месторождения медных и других руд

Здесь же находятся месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Более ста лет дают железную руду горы Благодать и Высокая.

На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. . Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

В прогибе у западного склона Уральских гор сосредоточены полезные ископаемые— нефть (Башкортостан, Пермская область), природный газ (Оренбургская область), уголь, калийная и поварен­ная соли (Пермская область).

Население. Численность (второе место после Центрального района). Средняя плотность — 25 человек на 1 км2. Размещено население неравномерно:

Национальный состав населения района неоднороден. Преобладают русские, украинцы, но башкиры и удмурты формируют заметные группы на­селения

Результат быстрого экономического развития Урала — высокий коэф­фициент урбанизации. Доля горожан — 75%.

Отраслями специализации хозяйства района являются разнообразная гор­нодобывающая, металлургическая (черная и цветная металлургия), машиностро­ительная, химическая и лесная промышленность..

Особенность уральской промышленности — взаимосвязь разных произ­водств. Черная и цветная металлургия, сырье для которых дает горнодобыва­ющая промышленность, создают базу для машиностроения. А машинострое­ние, в свою очередь, обеспечивает оборудованием горную, химическую и ме­таллургическую отрасли. На отходах металлургического производства перво­начально развивалась химия.

. Химическая промышленность. Помимо отходов предприятий черной и цветной металлургии эта отрасль использует местное минеральное сырье (нефть, газ, калийную соль).. Один из крупнейших в стране машиностроительный завод «Уралмаш» в Екатеринбурге выпускает прессы, буровые установки, шагающие экскаваторы, различные станки. Есть заводы в Челябинске, Орске, Перми.

Лесная промышленность в прежние времена обеспечивала металлургию древесным углем. В настоящее время на севере района создана современная деревообрабатывающая промышленность

Агропромышленный комплекс. Условия для ведения сельского хозяйства неодинаковы , что зависит от климатических условий и рельефа местности.

На равнинах возделывают озимую рожь, овес, лен. В юж­ной лесостепной зоне выращивают пшеницу и подсолнечник, в Башкортостане — сахарную свеклу,. Разводят крупный рогатый скот, овец и знаменитых орен­бургских коз. В Башкортостане развито пчеловодство.

Топливно-энергетический комплекс. Большое значение для Урала имеет нефтедобывающая промышленность, созданная в Башкирии, Крупное газовое месторождение в Оренбургской области поставляет сырье на газоперерабатывающий комплекс.

. Свою долю в производство электроэнергии вносят Камская и Боткинская ГЭС. Действует Белоярская АЭС.

Транспорт. Территория района покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог, линиями электропередачи и трубопроводами.

Внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществля­ются по железным дорогам. Река Кама пересекает территорию только на северо-западе и обеспечи­вает перевозки лесных грузов.