5. Государственное управление в области охраны и использования животного мира
Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Инструменты государственного управления
1) Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира
В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира.
Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.
Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2) Государственный мониторинг объектов животного мира
Государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания.
Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3) Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
Под федеральным государственным надзором в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на территории обитания объектов животного мира, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
6. ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ
1) Государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания
В целях реализации требований настоящего Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания.
Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации.
Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде.
2) Организация охраны животного мира и среды его обитания
Организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3) Государственная экологическая экспертиза
Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
Порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза в части охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды при участии других специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
4) Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира
В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
5) Сохранение среды обитания объектов животного мира
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.
При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- Курс лекций по дисциплине «экономика природопользования» Тема: теоретические основы экономики природопользования
- 1. Экономика природопользования как наука
- Человек
- 2. Основные понятия экономики природопользования
- Составные части природной (естественной) среды как объекта ее использования человеком:
- 1. «Все связано со всем» (закон всеобщей связи вещей и явлений в природе);
- 2. «Все должно куда-то деваться» (закон сохранения массы вещества);
- 1. Формы природопользования
- 1) Природноресурсный подход
- 2) Хозяйственный подход
- 3) Экологический подход
- 4) Подход «от реципиента»
- 2. Механизм, основные показатели и формы природопользования
- (Α, β) → optim
- 3. Закономерности и принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды
- Тема: Экономическое развитие и экологический фактор
- 1. Факторы экономического развития
- 2. Типы эколого-экономического развития
- Т ема: Взаимодействие общества и природной среды (роль природных ресурсов и условий в общественном развитии на разных исторических этапах)
- 1. Основные понятия
- 2. Эволюция типов природопользования:
- Экологические кризисы и технологические революции как результат преобразования обществом среды своего обитания (по н.Ф. Реймерсу)
- 4. Формула антропогенного воздействия на окружающую среду
- 5. Экологическая кривая Кузнеца
- Тема: экономическая оценка природопользования
- 1. Значение экономической оценки природы
- 1) Рентный подход
- 2) Рыночная оценка
- 3) Затратный подход
- 4) Альтернативная стоимость или «упущенная выгода»
- 3. Основные методы денежной оценки природных ресурсов и условий:
- 2) Нерыночные прямые методы
- 3) Методы нерыночной косвенной оценки
- 4. Концепция общей экономической ценности природы
- Тема: Экономический ущерб от антропогенного воздействия на природную среду
- Структура общего экономического ущерба от загрязнения природной среды
- 1. Анализ природоохранных затрат
- Структура экологических издержек общества
- 2. Экономическая эффективность природопользования и природоохранной деятельности
- Т ема: хозяйственный механизм пп и оос
- «Командуй и контролируй»
- 3) Кадастры природных ресурсов
- 6) Экологический контроль
- 9) Экологический менеджмент
- Система нормативных актов в сфере природопользования и охраны среды России
- Тема: Экономический механизм природопользования
- 2. Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования
- 3. Налог Пигу
- График образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение
- 4. Характеристика основных экономических инструментов
- 4.1. Природно-ресурсные и эмиссионные платежи (платежи за загрязнение ос)
- 4.2. Эмиссионные платежи (система платежей за загрязнение окружающей среды в России)
- Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 4.3. Экологические и ресурсные налоги
- 4.4. Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залоговая система / «залог – возврат»)
- 4.5. Система обязательной ответственности (система страхования экологических рисков)
- 4.6. Купля-продажа прав на загрязнение окружающей среды
- Тема: экономика лесопользования
- 1. Эколого-экономические основы лесопользования
- 2. Экономическая стоимость лесных ресурсов
- 3. Структура лесных запасов и особенности лесопользования в мире и рф
- 4. Нормативно-правовая база в области лесопользования
- 5. Основные понятия в области использования лесов.
- 6. Право собственности
- Право пользования лесными участками
- 8. Плата за пользование лесным фондом
- 9. Управление лесопользованием и охрана лесов
- 1. Основные понятия экономики землепользования
- 2. Назначение и категории земель рф
- Глава 1 Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
- Структура сельскохозяйственных угодий Российской Федерации
- 3. Структура мирового земельного фонда
- Земельные ресурсы мира
- 4. Структура земельного фонда Забайкальского края
- Глава 1
- Глава 1
- 7. Собственность на землю
- 9. Управление состоянием использования земельных ресурсов
- 3) Административное регулирование:
- 4) Экономические меры
- 10. Охрана земель (глава II)
- 11. Экологические проблемы сельского хозяйства
- Тема: экономика недропользования
- 1. Общие понятия
- 2. Минеральные ресурсы и сырье
- 3. Классификации минеральных ресурсов и месторождений
- 4. Право собственности на недра
- 5. Объект и субъекты недропользования
- 6. Сроки пользования недрами
- 7. Право недропользования
- 8. Платность недропользования
- Раздел V. Платежи при пользовании недрами
- Раздел 3, статья 34. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого
- 9. Управление рациональным недропользованием
- Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
- 10. Основные положения в области охраны недр
- 11. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический комплекс. Формула общей потребности в топливно-энергетических ресурсах в стране.
- Тема: экономика водопользования
- 1. Общие сведения
- 2. Использование водных ресурсов и объектов
- 3. Право собственности и право пользования водой
- 4. Экономическое регулирование водопользования
- 5. Управление использования и охраны водных объектов
- 6. Охрана водных ресурсов
- 7. Водные правонарушения:
- 1. Экономические проблемы сохранения биоразнообразия.
- 2. Особо охраняемые природные территории
- Тема: природопользование в Третичном секторе
- Признаки понятия и классификация видов рекреации.
- Т ема: Региональные проблемы, содержание и методы управления природопользованием в регионах и странах различных социально-экономических типов
- 3. Источники и объекты загрязнения окружающей среды. Структуризация загрязнений.
- Тема: Международные аспекты устойчивого развития
- 1. Проблема глобализации природопользования. Глобальные общественные блага. Понятие глобального достояния человечества.
- 2. Международное сотрудничество в сохранении глобальных общественных благ: основные сферы и направления. Формирование системы международного экологического сотрудничества.
- Т ема: Участие и роль России в международном природоохранном сотрудничестве в контексте перехода к устойчивому развитию
- Тема: ресурсы животного мира
- 1. Основные понятия
- 2. Право собственности
- 3. Право пользования
- 4. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира
- 5. Государственное управление в области охраны и использования животного мира