logo
Kurs_lektsy_po_Ek-ke_PP

«Командуй и контролируй»

В регулировании социально-экономических процессов выделяют так называемые институциональные механизмы – это совокупность институтов, т.е. элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил.

Реализуется посредством административно-контрольных инструментов, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц.

Он стал складываться на рубеже 1960—70-х годов и находится в настоящее время в стадии реформирования.

Административные инструменты применялись практически во всех странах на начальном этапе формирования системы управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Затем появились более совершенные механизмы — экономические, гражданско-правовые, общественные и др. Однако и сегодня административные меры являются доминирующими во многих странах.

Являются доминирующими среди всех мер управления, применяются тогда, когда иные меры регулирования отсутствуют или не действуют. Однако – их использование считается менее эффективным, чем применение экономических инструментов.

Использование административных механизмов тесно связано с предоставлением преимущественного права управления природопользованием специализированным структурам и вневедомственным органам управления.

В сфере природопользования к числу административных механизмов относят следующие: использование прямых запретов или разрешений; лицензирование; введение нормативов и стандартов качественного и/или количественного использования ресурсов; сертификация, мониторинг, контроль, экспертиза проектов и др.

Данные инструменты подразделяются на рычаги жесткого и мягкого регулирования.

Основные административно-контрольные инструменты:

1) Экологические стандарты и нормативы: (рычаг жесткого регулирования)

Для оптимизации регулирования воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и использование ресурсов необходимо определить оптимально приемлемые пределы такого воздействия. Для этого применяются специально разрабатываемые и утверждаемые нормативы на уровне допустимых величин. Современный уровень развития науки и техники не позволяет полностью устранить отрицательное воздействие различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду.

Экологические нормативы и стандарты – это комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, к качеству и количеству воздействия на природные ресурсы и окружающую среду, а также требований к производственно-технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам.

Цели применения нормативов:

Состояние таких институтов, как экологическая экспертиза, эколого-правовая ответственность, экологические права человека, экологический риск и пр., во многом зависит от показателей качества окружающей среды.

В России:

  1. санитарно-гигиенические (дают только экологическую и санитарно-гигиеническую оценку состояния окружающей среды)

    • нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических, биологических вредных веществ и микроорганизмов

Рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, водах, почве. Для каждого загрязняющего вещества устанавливаются два вида ПДК: максимально-разовая и среднесуточная. Они разрабатываются таким образом, чтобы исключить причинение вреда людям, животным и растениям, обитающим в условиях относительно загрязненной среды. Для отдельных случаев могут быть установлены более строгие нормативы ПДК, в частности, для особо охраняемых природных территорий или природных объектов (например, для озера Байкал)

Определяются исходя из уровня, безопасного для жизни человека и окружающей среды. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, а также радиационного облучения населения называют также нормами радиационной безопасности (НРБ). Они рассчитываются в соответствии с принципами определения основного дозового предела в целях исключения всякого необоснованного облучения и снижения его до возможно более низкого уровня.

В градостроительстве (Градостроительный кодекс РФ) применяется норматив отвода территории под так называемые санитарно-защитные зоны между предприятиями-загрязнителями среды (в том числе животноводческими комплексами) и реципиентами — селитебной зоной, пашней, рекреационной зоной и др. Ширина санитарно-защитной зоны варьирует в зависимости от класса вредности (опасности) предприятия и может составлять от 50 м до 3 км. На территории таких зон не допускается размещение жилых домов, дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции.