logo
Kurs_lektsy_po_Ek-ke_PP

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации.

Платежи предназначены для:

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  1. выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

  2. выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

  3. сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

  4. размещение отходов.

Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

При расчетах учитываются региональные особенности (неодинаковые экологические и экономические условия) и при этом сумма платежей корректируется с учетом коэффициента экологической ситуации значимости состояния атмосферного воздуха, почвы, водных объектов по бассейнам крупных рек.

Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

Поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды могут расходоваться только целевым назначением на средозащитные цели.

Платежи за загрязнение окружающей среды на региональном и местном (локальном) уровне имеют и чисто экономическое значение. Правильно установленные платежи за загрязнение могут существенно повлиять на затраты предприятий-производителей и их конкурентоспособность. Однако в основном они пока выполняют перераспределительную функцию, так как их уровень относительно низок для непосредствен­ного влияния на поведение природопользователей. Так, во Франции суммы от поступления платы за загрязнение окружающей среды составляют лишь 0,03 % от валового национального продукта, а в Германии — в два раза меньше: 0,015 % от ВНП.

В целом определение предельных размеров платы следует рассматривать в качестве одной из важнейших экономических мер управления природопользованием. В частности, в случае если сверхлимитные платежи оказываются по своему расчетному уровню выше размера прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, может быть принято решение о приостановке или прекращении деятель­ности данного учреждения.