9. Управление лесопользованием и охрана лесов
Управление осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления. Полномочия РФ по управлению лесами новым Кодексом переданы на уровень субъектов РФ и должны осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляют государственные лесные инспекторы. Муниципальный лесной контроль и надзор на территории муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления.
Основными единицами управления признаются лесничества и лесопарки.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими.
Предусмотрено лесное планирование и ведение государственного лесного реестра.
Основными документами являются лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент (составляется на лесничество или лесопарк на срок 10 лет), проект освоения лесов (для лиц с правом постоянного (бессрочного) пользования или аренды лесных участков). Такой проект подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
Организационные меры:
проводится лесопатологический мониторинг – сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам.
основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков является лесное планирование. Направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Документом лесного планирования является лесной план субъекта РФ, который утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ.
использование лесов в лесничествах и лесопарках допускается только в соответствии с лесохозяйственными регламентами (составляется на срок до 10 лет) и проектами освоения лесов. Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими.
Лесные планы и лесохозяйственные регламенты являются стратегическими документами в сфере региональной лесной политики. Лесной план включает в себя характеристику состояния лесов и их использования, основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, к нему прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. В лесохозяйственном регламенте устанавливаются виды разрешенного использования лесов, расчетная лесосека, сроки использования лесов, возраста рубок, требования к охране, защите и воспроизводству лесов.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
лесхозы преобразуются в иные организационно-правовые формы. Лесхозы вместе с их имуществом передаются субъектам РФ. Лесное хозяйство разделяет функции хозяйствования и управления.
отменена обязательность государственной экологической экспертизы проектной документации, связанной с использованием лесов.
С 2007 года в Забайкалье начал работу новый орган исполнительной власти — «Управление лесами в Читинской области». Решение о создании нового Управления было принято на основании Федерального закона № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда», которым предусматривалась передача отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Руководствуясь положениями данного закона было разработано Положение об Управлении лесами в Читинской области, утвержденное Постановлением Администрации Читинской области от 31 октября 2007 года № 271-А/п.
Управление лесами в Читинской области создано на базе отдела лесного хозяйства Комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области. К основным функциям Управления отнесены функции по организации тушения лесных пожаров в лесном фонде на территории Читинской области и организации борьбы с лесными пожарами, а также вредителями и болезнями леса, осуществлению прав пользования лесами, их охраны, защиты и воспроизводству. Управление в установленном порядке вносит предложения о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное и краткосрочное пользование, организует и проводит лесные конкурсы и аукционы, выдает лесорубочные билеты, а также выполнят другие функции.
Крупнейшие неправительственные организации в союзе с потребительскими ассоциациями ряда стран Европы и Америки стали развивать независимый механизм контроля за управлением лесами.
Этому механизму контроля - сертификации - будет в перспективе подвергаться значительная часть лесоматериалов, предназначенных для международной торговли.
По этой причине ряд крупных потребителей лесоматериалов на экологически чувствительных ранках Европы и Северной Америки стали требовать подтверждения того, что продукция, которую они закупают, заготовлена неистощительным для лесных экосистем способом.
Документом, дающим вход на такой рынок, стал сертификат международного образца, выданный независимой компанией - аудитором, аккредитованной международным органом по лесной сертификации.
Таким органом в середине 90-х годов ХХ века стал Лесной Попечительский Совет (FSC).
Сертификация по системе FSC – это добровольный процесс и проводится только при условии желания и готовности хозяйствующего субъекта удостоверить уровень ведения лесного хозяйства и лесопользования по отношению к требованиям устойчивого управления лесами.
Объектом добровольной лесной сертификации при оценке процесса лесоуправления являются участки лесов, где ведутся лесное хозяйство и лесопользование.
Сертифицироваться также может производственная цепочка «от заготовителя до потребителя», с тем, чтобы гарантировать достоверность поставки сертифицированных лесоматериалов.
Наличие сертификата на цепочку «от заготовителя до потребителя» дает право предприятию сопровождать свою продукцию торговой маркой (логотипом FSC).
На февраль 2006 года в мире зарегистрировано:
72,3 млн. га сертифицированных лесов
80 стран-производителей
5168 сертификатов цепочки лесопродукции - больше, чем все остальные системы вместе взятые
национальные группы в 34 странах мира.
В России независимая лесная сертификация имеет огромный потенциал, с одной стороны, для продвижения наших товаров на европейские рынки, с другой стороны, для совершенствования лесоуправления и лесопользования.
Кроме того, наличие сертификата крайне привлекательно для привлечения инвесторов в лесной сектор, которые воспринимают сертификат как индикатор устойчивости и перспективности компании.
По состоянию на декабрь 2006 года на территории Российской Федерации выдан 41 сертификат FSC на лесоуправление (Forest Management) и 42 сертификата FSC (40 действующих) на отслеживание цепочки «От производителя до потребителя» (Forest Management + Chain of Custody). Общая площадь просертифицированных лесов составила 13 652 489 га.
Тема: Экономика землепользования
Нормативно-правовая основа
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (от 25.10.2001 № 136-ФЗ в ред. от 17.07.2009, с изм. от 27.12.2009)
Закон РФ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ» (от 11.10.1991 №1738-1 в ред. от 26.06.2007)
Также информация
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» (2008 г.) / Раздел 3. Почва и земельные ресурсы. – с. 41 – 55.
- Курс лекций по дисциплине «экономика природопользования» Тема: теоретические основы экономики природопользования
- 1. Экономика природопользования как наука
- Человек
- 2. Основные понятия экономики природопользования
- Составные части природной (естественной) среды как объекта ее использования человеком:
- 1. «Все связано со всем» (закон всеобщей связи вещей и явлений в природе);
- 2. «Все должно куда-то деваться» (закон сохранения массы вещества);
- 1. Формы природопользования
- 1) Природноресурсный подход
- 2) Хозяйственный подход
- 3) Экологический подход
- 4) Подход «от реципиента»
- 2. Механизм, основные показатели и формы природопользования
- (Α, β) → optim
- 3. Закономерности и принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды
- Тема: Экономическое развитие и экологический фактор
- 1. Факторы экономического развития
- 2. Типы эколого-экономического развития
- Т ема: Взаимодействие общества и природной среды (роль природных ресурсов и условий в общественном развитии на разных исторических этапах)
- 1. Основные понятия
- 2. Эволюция типов природопользования:
- Экологические кризисы и технологические революции как результат преобразования обществом среды своего обитания (по н.Ф. Реймерсу)
- 4. Формула антропогенного воздействия на окружающую среду
- 5. Экологическая кривая Кузнеца
- Тема: экономическая оценка природопользования
- 1. Значение экономической оценки природы
- 1) Рентный подход
- 2) Рыночная оценка
- 3) Затратный подход
- 4) Альтернативная стоимость или «упущенная выгода»
- 3. Основные методы денежной оценки природных ресурсов и условий:
- 2) Нерыночные прямые методы
- 3) Методы нерыночной косвенной оценки
- 4. Концепция общей экономической ценности природы
- Тема: Экономический ущерб от антропогенного воздействия на природную среду
- Структура общего экономического ущерба от загрязнения природной среды
- 1. Анализ природоохранных затрат
- Структура экологических издержек общества
- 2. Экономическая эффективность природопользования и природоохранной деятельности
- Т ема: хозяйственный механизм пп и оос
- «Командуй и контролируй»
- 3) Кадастры природных ресурсов
- 6) Экологический контроль
- 9) Экологический менеджмент
- Система нормативных актов в сфере природопользования и охраны среды России
- Тема: Экономический механизм природопользования
- 2. Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования
- 3. Налог Пигу
- График образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение
- 4. Характеристика основных экономических инструментов
- 4.1. Природно-ресурсные и эмиссионные платежи (платежи за загрязнение ос)
- 4.2. Эмиссионные платежи (система платежей за загрязнение окружающей среды в России)
- Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 4.3. Экологические и ресурсные налоги
- 4.4. Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залоговая система / «залог – возврат»)
- 4.5. Система обязательной ответственности (система страхования экологических рисков)
- 4.6. Купля-продажа прав на загрязнение окружающей среды
- Тема: экономика лесопользования
- 1. Эколого-экономические основы лесопользования
- 2. Экономическая стоимость лесных ресурсов
- 3. Структура лесных запасов и особенности лесопользования в мире и рф
- 4. Нормативно-правовая база в области лесопользования
- 5. Основные понятия в области использования лесов.
- 6. Право собственности
- Право пользования лесными участками
- 8. Плата за пользование лесным фондом
- 9. Управление лесопользованием и охрана лесов
- 1. Основные понятия экономики землепользования
- 2. Назначение и категории земель рф
- Глава 1 Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
- Структура сельскохозяйственных угодий Российской Федерации
- 3. Структура мирового земельного фонда
- Земельные ресурсы мира
- 4. Структура земельного фонда Забайкальского края
- Глава 1
- Глава 1
- 7. Собственность на землю
- 9. Управление состоянием использования земельных ресурсов
- 3) Административное регулирование:
- 4) Экономические меры
- 10. Охрана земель (глава II)
- 11. Экологические проблемы сельского хозяйства
- Тема: экономика недропользования
- 1. Общие понятия
- 2. Минеральные ресурсы и сырье
- 3. Классификации минеральных ресурсов и месторождений
- 4. Право собственности на недра
- 5. Объект и субъекты недропользования
- 6. Сроки пользования недрами
- 7. Право недропользования
- 8. Платность недропользования
- Раздел V. Платежи при пользовании недрами
- Раздел 3, статья 34. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого
- 9. Управление рациональным недропользованием
- Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
- 10. Основные положения в области охраны недр
- 11. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический комплекс. Формула общей потребности в топливно-энергетических ресурсах в стране.
- Тема: экономика водопользования
- 1. Общие сведения
- 2. Использование водных ресурсов и объектов
- 3. Право собственности и право пользования водой
- 4. Экономическое регулирование водопользования
- 5. Управление использования и охраны водных объектов
- 6. Охрана водных ресурсов
- 7. Водные правонарушения:
- 1. Экономические проблемы сохранения биоразнообразия.
- 2. Особо охраняемые природные территории
- Тема: природопользование в Третичном секторе
- Признаки понятия и классификация видов рекреации.
- Т ема: Региональные проблемы, содержание и методы управления природопользованием в регионах и странах различных социально-экономических типов
- 3. Источники и объекты загрязнения окружающей среды. Структуризация загрязнений.
- Тема: Международные аспекты устойчивого развития
- 1. Проблема глобализации природопользования. Глобальные общественные блага. Понятие глобального достояния человечества.
- 2. Международное сотрудничество в сохранении глобальных общественных благ: основные сферы и направления. Формирование системы международного экологического сотрудничества.
- Т ема: Участие и роль России в международном природоохранном сотрудничестве в контексте перехода к устойчивому развитию
- Тема: ресурсы животного мира
- 1. Основные понятия
- 2. Право собственности
- 3. Право пользования
- 4. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира
- 5. Государственное управление в области охраны и использования животного мира