logo
Kurs_lektsy_po_Ek-ke_PP

4.1. Природно-ресурсные и эмиссионные платежи (платежи за загрязнение ос)

Платежи не освобождают от возмещения причиненного вреда независимо от вины причинителя. Это не откупные за антиэкологическую деятельность. Это не штраф, а мера экономического стимулирования. Считается, что в идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги.

Все ресурсные платежи делятся на две группы:

  1. платежи, покрывающие административные расходы на функционирование структур, обеспечивающих управление и контроль хозяйственной деятельности – это плата за административное действие или услугу со стороны государства, уплачиваются за предоставление или возобновление права на природопользование сразу после подачи запроса до его рассмотрения. Если запрос не удовлетворяется, то платежи этого рода обычно возвращаются предприятию. Дополнительные платежи, которые поступают в специализированные фонды, создаваемые для улучшения качества и развития соответствующих услуг, обычно взимаются за: лабораторные анализы; геологическое исследование территории; топографическую съемку местности; оценку природного объекта; регистрацию и сертификацию документов.

  2. платежи, предназначенные для изъятия дифференциальной ренты.

В свою очередь делятся на:

Платежи за природные ресурсы также подразделяются на виды (формы) по отдельным ресурсам.

1) Формы платы за использование земли: зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

В РФ:

В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователей, в том числе заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водопользование (водные ресурсы):

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

  1. (для России, Австралии, стран Азии и Африки): основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

  1. (главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде): основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов. Т.е. водопользователи образуют бассейновые объединения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей.

3) Формы платы за лесопользование (пользование лесным фондом):

в РФ

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпускаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных материалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей.

4) Формы платы за пользование недрами:

в РФ

5) Платежи за объекты животного мира:

При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.