Т ема: Региональные проблемы, содержание и методы управления природопользованием в регионах и странах различных социально-экономических типов
Менее развитые страны (на примере стран Африки)
Современное природопользование в менее развитых регионах мира сформировалось в специфических условиях природной среды (жаркий климат) и хозяйственного освоения (конкуренция традиционной и современной — европейского типа — экономической модели).
Главные проблемы природопользования менее развитых регионов (особенно остро в Африке) – опустынивание, обезлесение, эрозия почв, деградация земель, проблема захоронения ядерных отходов. К концу 20 века эти проблемы стали настолько актуальны, что в определенном смысле являются их «визитной карточкой», а эффективность управления природопользованием стала определять поступательное функционирование экономики в целом.
Развитие индустриального сектора привело к катастрофической ситуации в природопользовании — деградации природной среды в условиях непродуманного использования технологий, разработанных западными странами. Трансформация традиционных систем землепользования происходит медленно; под влиянием давления быстрорастущего населения на ограниченные и хрупкие экосистемы появилась продовольственная проблема.
Развитие горнодобывающей промышленности, как основы для экспортных поступлений и инвестиций в большинстве стран не привело к сбалансированному росту экономики, но обострило проблемы природопользования и вызвало дисбаланс между секторами экономики.
Управление природопользованием носит нерегулярный характер, меры зачастую носят неадекватный и запаздывающий характер; лишь некоторые проекты, осуществляемые при помощи международного сообщества, можно признать успешными.
Например, консервация дикой природы: в 1920-е гг. началось создание национальных парков в Африке. Они позволяют не только сохранить видовое разнообразие дикой природы, но и развивать такую важную отрасль третичного сектора, как туризм – гарантированный источник валютных поступлений.
Сложности управления природопользованием в Африке связаны с нехваткой финансовых ресурсов у национальных правительств и быстрым ростом населения. Ключевая проблема – отсутствие законодательства, регулирующего природопользование.
Помощь оказывают международные организации, в первую очередь ООН, финансирующие программы по оптимизации природопользования. Однако для решения экологических проблем континента необходимо активное участие местного населения, внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда.
Новые индустриальные страны (на примере Бразилии)
Практика природопользования в Бразилии — типичной развивающейся стране с рядом макроэкономических показателей, приближающихся к промышленно развитым странам, — имеет важнейшее значение не только для развития экономики страны, но и для сохранения окружающей среды в глобальном масштабе.
Особенности природопользования Бразилии:
ресурсно-экспортные отрасли как основа экономики;
экстенсивный характер природопользования;
экологические проблемы, выходящие за рамки национальной территории.
Этапы развития экономики Бразилии связаны с освоением определенного вида природных ресурсов и развитием на их основе производств, продукция которых предназначалась в основном на экспорт. Ресурсно-экспортные циклы заложили основы отраслевой и территориальной структуры бразильской экономики. Развитие экономики страны в XX в. сопровождалось быстрыми темпами роста городского населения — «ложной урбанизацией» и обострением проблем землепользования и экологии. Развитие добывающих отраслей, обеспечивающих значительную часть экспортных поступлений, до последнего времени контролировалось государством. Приватизация крупнейших предприятий и активность ТНК привели к необходимости усиления государственного контроля за экологическими последствиями деятельности этих компаний, так как недра и вода находятся по-прежнему в федеральной собственности.
Энергетический кризис в Бразилии 2001-2002 гг., приведший к огромным потерям и замедлению темпов роста экономики, в значительной степени явился следствием полной зависимости от производства электроэнергии на ГЭС в условиях засухи 2001 г. Долгосрочное решение проблемы требует значительных инвестиций в строительство ТЭС и развития межгосударственного сотрудничества в рамках МЕРКОСУРа.
Перспективы развития сельского хозяйства связаны с освоением новых земель, поиском региональных оптимумов аграрной специализации штатов, проведением аграрной реформы.
Исторические особенности природопользования и его современные проблемы в Бразилии можно рассматривать как своего рода модель для многих развивающихся стран, а также для России, ресурсная база экономики которой также весьма богата, а развитие рыночных институтов зачастую сопровождается нерациональны использованием природных ресурсов.
Экономически развитые страны (на примере ФРГ)
Тенденции динамики природопользования в ФРГ на протяжении второй половины 20 века являются типичными для большинства экономически высокоразвитых стран, особенно для староосвоенных стран Западной Европы. Ключевые из них
Важнейшие черты природопользования в Германии и Европы в целом:
высокая степень освоенности территории и природных ресурсов,
преобладание культурных ландшафтов,
сокращение потребления природных ресурсов,
снижение общего объема отходов,
уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Экологически ориентированные реформы, начатые в ФРГ еще 1960-е гг., способствовали развитию экологически чистых технологий, имеющих большой экономический эффект.
Структура природопользования в Германии балансирует между высоко интенсивным использованием ресурсов в индустриальном секторе и на урбанизированных территориях с одной стороны, и более экстенсивным и экологически ориентированным сельских и лесным хозяйством, использованием периферийных сельских территорий с другой.
Индустриальные и селитебные территории, объекты производственной, транспортной и социальной инфраструктуры занимают около 10% площади страны, но им принадлежит ведущая роль в социально-экономическом развитии Германии. Уровень интенсивности использования природных ресурсов на них — один из самых высоких в мире; преимущественное значение имеет развитие отраслей, связанных с переработкой отходов и вторичным использованием сырья. Несмотря на низкую долю сельского хозяйства в ВВП Германии, его роль в структуре земельного фонда страны весьма велика — около 55 %. Из этой площади свыше 68% занимают пахотные земли, на которых производится основная часть сельскохозяйственной продукции ФРГ.
Лесные площади занимают около 30 % территории Германии, но вклад лесного хозяйства в ВВП страны составляет менее 1 %, хотя совокупная доля отраслей, производящих и потребляющих древесину, достигает 5%. Наиболее существенное экономическое значение лесное хозяйство имеет в периферийных, слабо урбанизированных регионах ФРГ. Большинство (97%) лесохозяйственных предприятий Германии являются частными, но им принадлежит менее половины всей площади лесов. Объединение мелких частных лесных владений в крупные массивы является одной из важных задач развития лесного хозяйства ФРГ. Лесные ландшафты выполняют в ФРГ важнейшие природоохранные и рекреационные функции. Развитие туризма влияет на эволюцию форм расселения, открывает новые рабочие места, способствует возрождению местных ремесел и традиционных продуктов питания, улучшает инфраструктуру сельской местности.
Основанное на эффективном региональном и ландшафтном планировании, рациональное использование земельного фонда и природных ресурсов позволяет сохранять имеющийся природный потенциал и одновременно поддерживать высокие темпы развития страны.
Один из главных приоритетов политики в сфере природопользования в ФРГ — обязательное согласование стратегии освоения новых территорий с экологическими принципами. Вовлечение в хозяйственный оборот новых земель в настоящее время может осуществляться лишь при компенсации ущерба для соответствующих регионов и местных общин.
Ключевой вопрос управления природопользованием в экономически высокоразвитых странах (в том числе в Германии) — соотношение административно-законодательных и экономических инструментов. Хотя административный контроль над природопользованием до сих пор имеет первостепенное значение, все большее внимание в ФРГ уделяется в настоящее время использованию экономических механизмов, специализированного «экобизнеса», повышение роли органов местного самоуправления в реализации задач охраны окружающей природной среды, а также широкое внедрение и эффективное использование международного опыта.
Тема: Загрязнение окружающей среды. Экстерналии.
Ассимиляционный потенциал (емкость) окружающей природной среды
Величину такого потенциала и его экономическую оценку необходимо знать для определения устойчивого уровня использования природных ресурсов и благ, возможностей и границ антропогенного воздействия на природу.
Под ассимиляционным потенциалом природной среды понимают ее способность в определенных пределах обезвреживать и перерабатывать вредные примеси без изменения своих основных свойств.
Если экономическая деятельность находится в пределах, то эколого-экономический ущерб не возникает. При превышении ассимиляционных ограничений в случае интенсивной экономической деятельности возникают негативные эколого-экономические последствия, нарушается равновесие экосистем.
Благодаря наличию у природы такой способности общество имеет возможность экономить на природоохранных издержках. В конечном счете эта экономия определяет ценность АП природной среды.
Таким образом, ассимиляционный потенциал имеет экономическую оценку, отражающую ценность этого ресурса, которая заключается в том, что благодаря его наличию общество может позволить себе экономить на природоохранных издержках.
Рыночная система является эффективной при использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, но дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к которым относятся природные блага («провалы рынка»). Когда предприятие эксплуатирует бесплатные природные блага (например, ассимиляционный потенциал воды или воздушного бассейна), это часто не стоит ему ничего и не отражается на его внутренних затратах, однако при этом возлагаются дополнительные экстернальные издержки на все общество.
Экстернальные издержки возникают в то момент, когда загрязнение окружающей среды становится выше ее ассимиляционной способности. Превратить внешние издержки во внутренние можно несколькими способами:
1) потребовать от предприятия-загрязнителя полной компенсации ущерба («–»: громоздкий и трудоемкий, трудно установить конкретного виновника, не гарантируется поддержание желаемого качества окружающей среды);
2) ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат (желаемое качество среды не гарантируется; необходимость постоянно корректировать величину платежей при росте производства и потребности в увеличении выбросов);
3) ввести на ассимиляционный потенциал имущественные права и создать механизм перераспределения прав собственности на ассимиляционный потенциал природной среды.
Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно сопровождаться созданием механизма его использования – определением того, кто является собственником АП. После этого виновник загрязнения должен платить собственнику АП, поскольку последний в случае загрязнения (ущерба) перестал быть держателем соответствующего количества прав на загрязнение окружающей среды.
Первоначальное распределение имущественных прав на АП не имеет значения, т.к. затем в результате перераспределения права на его использование будут распределены наилучшим образом.
Экстернальные издержки равны потерям тех, кто не смог получить права на АП и соответственно равны экономической оценке последнего. Владелец АП учитывает экстернальные издержки в своих расчетах, т.к. имеются заинтересованные стороны, готовые ему платить за то, что он уступит им часть своей собственности за соответствующую компенсацию и они либо поострят завод, либо будут наслаждаться улучшившимся качеством природной среды.
Величина экономической оценки АП зависит от того, какие объемы загрязнений общество считает допустимым. Это в свою очередь зависит от того, какой спрос общество предъявляет на качество природной среды, сколько оно готово платить за его улучшение и кто конкретно должен платить.
Возникновение экстернальных издержек для общества в зависимости от ассимиляционной емкости природы:
ГРАФИК 1
ось абсцисс – объемы производства
ось ординат – объемы загрязнений
кривая производимых загрязнений
горизонтальная прямая – прямая ассимиляционной емкости
При уровне производства на предприятии до объема Qa природа справляется с дополнительными нагрузками благодаря своим ассимиляционным возможностям.
Этому соответствует пересечение кривой производимых предприятием загрязнений и горизонтальной прямой ассимиляционной емкости в точке, соответствующей объему загрязнений А и уровню производства Qa.
Т.е. подобный объем загрязнений природа еще может выдержать и «внешнего» экологического ущерба для общества нет.
Однако при увеличении объемов производства свыше Qa и соответственно росте загрязнений более количества А, т.е. превышающего ассимиляционную емкость среды, возникают экстернальные издержки, налагаемые на общество.
Согласно теории экономической эффективности, загрязнитель (предприятие, фирма, государство) должен полностью компенсировать экологический ущерб, наносимый его деятельностью. Это создает определенные стимулы для сокращения ущерба от загрязнения. Реальный вариант – сокращение до того уровня, где предельные издержки сокращения загрязнения для производителя будут равны предельному ущербу, причиняемому этим загрязнением. Таким образом, при равенстве предельной чистой прибыли и предельных экстернальных издержек достигается экономический оптимум загрязнений.
Нахождение экономического оптимума загрязнений
– выявление определенных условий, при которых достигается экономический оптимум между эффективностью производства и экстернальными издержками, экологическим ущербом.
ГРАФИК 2
Это понятие не означает, что загрязнений вообще не должно быть и они все нейтрализуются. К сожалению, в экономической действительности это невозможно, так как чем больше улавливается загрязнений, тем дороже обходится борьба с каждой последующей единицей загрязнения. Тем самым для полной ликвидации загрязнений потребуются колоссальные затраты, и легче будет вообще ничего не производить.
ось абсцисс – объемы производства
нижняя ось – объемы загрязнений
ось ординат – издержки, выгоды
кривая 1 – кривая предельной чистой частной прибыли, получаемой фирмой-загрязнителем при увеличении производства на одну единицу (предельная чистая прибыль равна разнице между получаемым предельным доходом и предельными издержками производства).
кривая 2 – кривая предельных экстернальных издержек отражает экономический ущерб, наносимый загрязнением, в расчете на дополнительную единицу производства
Предположим, что окружающая среда обладает ассимиляционным потенциалом, позволяющим ей нейтрализовать часть производимых загрязнений.
Объем загрязнений, не превосходящий величину ZA (нижняя горизонтальная ось), может поглощаться средой без нанесения экономического ущерба.
При этом объем производства не должен превосходить QA, и предельные экстернальные издержки равны нулю (верхняя горизонтальная ось).
Экономический оптимум загрязнений достигается в точке X, где пересекаются кривые 1 и 2.
В этой точке предельная чистая прибыль производителя равна предельным экстернальным издержкам.
При этом уровень производства равен Q, а уровень загрязнений — Z.
В точке Х достигается также общественно оптимальный уровень производства.
Без учета внешних издержек (только на основе внутренних издержек) оптимальный уровень производства для предприятия-загрязнителя составил бы QB, а объем загрязнений - ZB.
До достижения этих показателей предприятие получало бы прибыль (см. кривую 1). В этом случае уровни производства и загрязнений превышали бы социально оптимальные (Q и Z) и обществу наносился бы некомпенсируемый ущерб.
Покажем, что экономический оптимум достигается именно в точке X. Предположим, что предприятие решило увеличить производство и производить продукцию в объеме Qc, что больше оптимального количества Q. При этом производится и больше загрязнений ZC (ZC > Z). Однако в этом случае предельная чистая прибыль фирмы существенно ниже экологического ущерба, предельных экстернальных издержек всему обществу, наносимого предприятием, и который оно должно компенсировать (на рисунке «площадь прибыли» фигуры QXXX Qc меньше «площади издержек» QXCQC), т.е. увеличенный уровень производства Qc «общественно неэффективен». Работа предприятия становится убыточной для него - сумма внутренних и внешних издержек превышает прибыль.
В практическом плане ассимиляционные возможности природы получают отражение в стандартах и нормативах максимально возможного загрязнения без нанесения ущерба природной среде.
Для достижения целей эколого-экономической политики и контроля за загрязнением устанавливаются
стандарты качества окружающей среды, т.е. максимальные концентрации загрязняющего вещества в среде, куда оно поступает,
стандарты на выбросы, т.е. максимальное количество загрязняющего вещества, которое может исходить от источника.
При установлении стандартов исходят из того, что уровни и концентрации загрязнений в их пределах должны находится внутри ассимиляционного потенциала экосистем.
Стратегия решения проблем загрязнения должна сочетать региональные и трансграничные аспекты. Уровни как накопленного, так и текущего загрязнения по территории России неравномерны.
Разные территории обладают неодинаковым ассимиляционным потенциалом. Например, способность к ассимиляции загрязнений, устойчивость экосистем в северных регионах ниже, чем в южных.
Чем выше ассимиляционный потенциал природной среды, тем меньше могут быть природоохранные затраты на предотвращение загрязнений, тем выгоднее условия для экономического развития и минимизации общественных и частных издержек. Это придает ассимиляционному потенциалу конкретной территории реальную экономическую ценность. В масштабе планеты важную роль в глобальном экологическом регулировании играет Россия, где 2/3 территории не затронуты хозяйственной деятельностью.
Следовательно, необходима система территориальных приоритетов в охране окружающей среды. Такой же подход целесообразно применять и в отраслевом разрезе.
- Курс лекций по дисциплине «экономика природопользования» Тема: теоретические основы экономики природопользования
- 1. Экономика природопользования как наука
- Человек
- 2. Основные понятия экономики природопользования
- Составные части природной (естественной) среды как объекта ее использования человеком:
- 1. «Все связано со всем» (закон всеобщей связи вещей и явлений в природе);
- 2. «Все должно куда-то деваться» (закон сохранения массы вещества);
- 1. Формы природопользования
- 1) Природноресурсный подход
- 2) Хозяйственный подход
- 3) Экологический подход
- 4) Подход «от реципиента»
- 2. Механизм, основные показатели и формы природопользования
- (Α, β) → optim
- 3. Закономерности и принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды
- Тема: Экономическое развитие и экологический фактор
- 1. Факторы экономического развития
- 2. Типы эколого-экономического развития
- Т ема: Взаимодействие общества и природной среды (роль природных ресурсов и условий в общественном развитии на разных исторических этапах)
- 1. Основные понятия
- 2. Эволюция типов природопользования:
- Экологические кризисы и технологические революции как результат преобразования обществом среды своего обитания (по н.Ф. Реймерсу)
- 4. Формула антропогенного воздействия на окружающую среду
- 5. Экологическая кривая Кузнеца
- Тема: экономическая оценка природопользования
- 1. Значение экономической оценки природы
- 1) Рентный подход
- 2) Рыночная оценка
- 3) Затратный подход
- 4) Альтернативная стоимость или «упущенная выгода»
- 3. Основные методы денежной оценки природных ресурсов и условий:
- 2) Нерыночные прямые методы
- 3) Методы нерыночной косвенной оценки
- 4. Концепция общей экономической ценности природы
- Тема: Экономический ущерб от антропогенного воздействия на природную среду
- Структура общего экономического ущерба от загрязнения природной среды
- 1. Анализ природоохранных затрат
- Структура экологических издержек общества
- 2. Экономическая эффективность природопользования и природоохранной деятельности
- Т ема: хозяйственный механизм пп и оос
- «Командуй и контролируй»
- 3) Кадастры природных ресурсов
- 6) Экологический контроль
- 9) Экологический менеджмент
- Система нормативных актов в сфере природопользования и охраны среды России
- Тема: Экономический механизм природопользования
- 2. Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования
- 3. Налог Пигу
- График образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение
- 4. Характеристика основных экономических инструментов
- 4.1. Природно-ресурсные и эмиссионные платежи (платежи за загрязнение ос)
- 4.2. Эмиссионные платежи (система платежей за загрязнение окружающей среды в России)
- Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 4.3. Экологические и ресурсные налоги
- 4.4. Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залоговая система / «залог – возврат»)
- 4.5. Система обязательной ответственности (система страхования экологических рисков)
- 4.6. Купля-продажа прав на загрязнение окружающей среды
- Тема: экономика лесопользования
- 1. Эколого-экономические основы лесопользования
- 2. Экономическая стоимость лесных ресурсов
- 3. Структура лесных запасов и особенности лесопользования в мире и рф
- 4. Нормативно-правовая база в области лесопользования
- 5. Основные понятия в области использования лесов.
- 6. Право собственности
- Право пользования лесными участками
- 8. Плата за пользование лесным фондом
- 9. Управление лесопользованием и охрана лесов
- 1. Основные понятия экономики землепользования
- 2. Назначение и категории земель рф
- Глава 1 Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
- Структура сельскохозяйственных угодий Российской Федерации
- 3. Структура мирового земельного фонда
- Земельные ресурсы мира
- 4. Структура земельного фонда Забайкальского края
- Глава 1
- Глава 1
- 7. Собственность на землю
- 9. Управление состоянием использования земельных ресурсов
- 3) Административное регулирование:
- 4) Экономические меры
- 10. Охрана земель (глава II)
- 11. Экологические проблемы сельского хозяйства
- Тема: экономика недропользования
- 1. Общие понятия
- 2. Минеральные ресурсы и сырье
- 3. Классификации минеральных ресурсов и месторождений
- 4. Право собственности на недра
- 5. Объект и субъекты недропользования
- 6. Сроки пользования недрами
- 7. Право недропользования
- 8. Платность недропользования
- Раздел V. Платежи при пользовании недрами
- Раздел 3, статья 34. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого
- 9. Управление рациональным недропользованием
- Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
- 10. Основные положения в области охраны недр
- 11. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический комплекс. Формула общей потребности в топливно-энергетических ресурсах в стране.
- Тема: экономика водопользования
- 1. Общие сведения
- 2. Использование водных ресурсов и объектов
- 3. Право собственности и право пользования водой
- 4. Экономическое регулирование водопользования
- 5. Управление использования и охраны водных объектов
- 6. Охрана водных ресурсов
- 7. Водные правонарушения:
- 1. Экономические проблемы сохранения биоразнообразия.
- 2. Особо охраняемые природные территории
- Тема: природопользование в Третичном секторе
- Признаки понятия и классификация видов рекреации.
- Т ема: Региональные проблемы, содержание и методы управления природопользованием в регионах и странах различных социально-экономических типов
- 3. Источники и объекты загрязнения окружающей среды. Структуризация загрязнений.
- Тема: Международные аспекты устойчивого развития
- 1. Проблема глобализации природопользования. Глобальные общественные блага. Понятие глобального достояния человечества.
- 2. Международное сотрудничество в сохранении глобальных общественных благ: основные сферы и направления. Формирование системы международного экологического сотрудничества.
- Т ема: Участие и роль России в международном природоохранном сотрудничестве в контексте перехода к устойчивому развитию
- Тема: ресурсы животного мира
- 1. Основные понятия
- 2. Право собственности
- 3. Право пользования
- 4. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира
- 5. Государственное управление в области охраны и использования животного мира