24.3 Дополнительное профессиональное образование в природоохранной сфере
Дополнительное профессиональное образование является важным элементом всей системы экологического образования. Уровень экологической квалификации высшего, среднего управленческого и инженерного персонала определяет основные мотивации природоохранной деятельности предприятия.
Обязательное экологическое обучение установлено ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».
В 2013 году ОАО «НИиП центр «Природа» совместно с ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (лицензия серия ААА № 002483, регистрационный № 2369 от 18 ноября 2010 г.) и ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» (лицензия серия ААА № 001921 от 06 сентября 2011 г.) продолжалась работа по организации и проведению курсов повышения квалификации по трём различным программам на тему «Обеспечение экологической безопасности».
Программа «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» рассчитана на руководителей и специалистов (с высшим и среднетехническим образованием) предприятий, организаций, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний норм и стандартов обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с отходами производства и потребления и претендующие на право допуска к таким работам.
Обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» рассчитано на 12 дней с отрывом от производства. Объем программы 112 академических часов, включая 16 часов самостоятельной работы, в том числе подготовку отчета и реферата, 8 часов тестирования и итоговой аттестации.
Программа «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» рассчитана на руководителей и специалистов, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности (специалисты структур общего управления), получивших высшее профессиональное образование технического или иного профиля, а так же прошедших обучение в системе дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительных квалификаций «Эксперт в области экологической безопасности» и «Специалист по стандартизации экологической безопасности». Слушатели, успешно завершившие обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», могут замещать должности руководителей служб (отделов) хозяйствующих субъектов, непосредственно осуществляющих производственный экологический контроль, экологическое проектирование, работы и услуги природоохранного назначения, функции по обеспечению систем управления экологической безопасностью хозяйствующих субъектов.
Обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» рассчитано на 9 дней с отрывом от производства. Объем программы 72 академических часа, включая 12 часов самостоятельной работы, в том числе подготовку отчета и курсовой работы, 8 часов итоговой и промежуточной аттестации. Обучение может проводиться в полном объеме с использованием дистанционных технологий обучения в соответствии с действующей нормативной базой.
Программа «Обеспечение экологической безопасности руководителями экологических служб и систем экологического контроля» (200 часов) рассчитана на руководителей и специалистов, получивших высшее профессиональное образование технического или иного профиля, так же прошедших обучение в системе дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительных квалификаций «Эксперт в области экологической безопасности» и «Специалист по стандартизации экологической безопасности», квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства, принципов управления охраной окружающей среды и практической реализации методов и процессов организации обеспечения экологической безопасности и экологического контроля (специалисты экологического управления и контроля).
Обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями экологических служб и систем экологического контроля» рассчитано на 21 день. Объем Программы 200 академических часов, включая 34 часа самостоятельной работы, в том числе подготовку курсовой работы, отчета, 8 часов тестирования и итоговой аттестации.
Обучение специалистов по указанным программам регламентируется требованиями «Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» и «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 31 июля 2008 г.
Слушатели, успешно завершившие обучение по указанной программе, могут замещать должности специалистов экологических служб (отделов) федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющих государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, экологическую экспертизу, экологическое проектирование, работы и услуги природоохранного назначения, функции по обеспечению систем управления экологической безопасностью хозяйствующих субъектов и качественно решать следующие задачи:
осуществление контроля за соблюдением в подразделениях субъектов хозяйственной и иной деятельности, действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по обеспечению экологической безопасности, снижению вредного влияния производственных факторов на окружающую среду;
разработка проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, контролем их выполнения;
проведение экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники;
проведение работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу, уменьшению или ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;
осуществление контроля за соблюдением технологических режимов объектов, их работой, соблюдением экологических стандартов и нормативов, состоянием экологической безопасности в районе расположения объекта;
составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и другой технической документации;
проверка соответствия технического состояния оборудования требованиям экологической безопасности;
составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
Преподавательский состав для проведения занятий сформирован из преподавателей ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», специалистов Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, ФГУ «Центр лабораторного анализа технический измерений по СФО» (ЦЛАТИ по Енисейскому региону), Енисейского бассейнового водного управления, ОАО «НИиП центр «Природа» и ведущих промышленных предприятий региона. Все преподаватели прошли соответствующую профессиональную подготовку и сертифицированы Экологической аудиторской палатой Красноярского края.
Каждый слушатель курсов обеспечивается учебно-методической литературой. Слушатели программы «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» - сборником нормативно-правовой документации по обращению с отходами и сборником по плате. Слушатели программы «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» - сборником нормативных правовых актов. Слушатели программы «Обеспечение экологической безопасности руководителями экологических служб и систем экологического контроля» - сборниками «Нормативные правовые акты по обеспечению экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», «Нормативные правовые акты и основы законодательства по обеспечению экологической безопасности в области охраны водных ресурсов», «Законодательные и нормативные правовые акты по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды».
По результатам аттестации слушателям выдаются документы установленного образца Сибирского федерального университета или Сибирского государственного технологического университета: свидетельство (программа 200 часов), свидетельство и сертификат на право работы с опасными отходами (программа 112 часов), удостоверение (программа 72 часа).
Всего в 2013 году прошли обучение 385 специалиста предприятий и организаций Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва, Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов.
Таким образом, получен позитивный опыт привлечения специалистов надзорных и управленческих органов в сферу дополнительного профессионального образования с учетом их высокого профессионализма и получения эффекта «обратной связи» при осуществлении ими надзорной деятельности на предприятии.
При подготовке курсов разрабатываются методические материалы, которые широко используются специалистами предприятий при осуществлении своей профессиональной деятельности.
В соответствии с Положением УМО ЦЛАТИ по Енисейскому региону оказывает услуги по повышению квалификации руководителей и специалистов по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды.
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 05.12.2012 № 7886 УМО ЦЛАТИ проводит повышение квалификации по программам:
Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами (112 часов).
Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления (72 часа).
Повышение квалификации лаборантов испытательных лабораторий (40 часов).
Повышение квалификации специалистов испытательных лабораторий (72 часа).
Повышение квалификации специалистов экоаналитических лабораторий. (40 часов).
Проводится семинар по теме:
«Формирование электронной версии отчетности и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием программы «Модуль природопользователя» (6 часов).
Программы повышения квалификации рассчитаны на работников организаций, которые должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности согласно плану проведения семинаров.
- Государственный доклад
- Содержание
- Часть 1 Качество окружающей среды и состояние природныхресурсов
- 1 Атмосферный воздух
- 1.1 Загрязнение атмосферного воздуха городов края отдельными веществами
- Уровень загрязнения атмосферного воздуха городов края
- 2 Поверхностные и подземные воды
- 2.1 Общая характеристика водных объектов и их ресурсов
- 2.1.1 Ресурсы поверхностных вод
- 2.1.2 Ресурсы подземных вод
- 2.2 Загрязнение поверхностных вод
- 2.3 Загрязнение подземных вод
- Земельные ресурсы и почвы
- 3.1 Распределение земельного фонда по целевому назначению
- 3.1.1 Земли сельскохозяйственного назначения
- 3.1.2 Земли населенных пунктов
- 3.1.4 Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 3.1.5 Земли лесного фонда
- 3.1.6 Земли водного фонда
- 3.1.7 Земли запаса
- 3.2 Состояние земель и почв
- 3.2.1. Нарушенные земли
- 3.2.2 Экологическое состояние земель и почв
- 4 Недра и минеральные ресурсы
- 4.1 Запасы и объемы добычи полезных ископаемых
- 4.1.1 Топливно-энергетическое сырье
- 4.1.2. Металлические полезные ископаемые
- 4.1.3. Неметаллические полезные ископаемые
- 4.1.4. Строительные материалы
- 4.1.5 Динамика добычи полезных ископаемых
- 4.2 Состояние недр
- 4.2.1 Экзогенные геологические процессы
- 4.2.2 Эндогенные процессы
- 5 Радиационная обстановка
- 5.1 Радиационная обстановка в Красноярском крае
- 5.2 Радиационная обстановка в районе размещения фгуп «гхк»
- 5.3 Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края по состоянию на 31.12.2013.
- 1. Перечень объектов, использующих источники ионизирующего излучения1)
- 2. Общая характеристика объектов, использующих источники ионизирующего излучения
- 3. Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды
- 4. Наличие на территории радиационных аномалий и загрязнений
- 5. Структура облучения населения при медицинских процедурах
- 7. Количество радиационных аварий и происшествий
- 8. Наличие случаев лучевой патологии
- 9. Анализ мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и выполнению норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности за год
- 10. Наличие соответствующей структуры у администрации территории субъекта рф для ликвидации радиационных аварий и происшествий, наличие средств и сил
- 11. Оценка администрацией территории субъекта рф радиационной ситуации на территории в отчетном году
- 6 Климатические особенности 2013 года
- 6.1 Температура воздуха
- 6.2 Атмосферные осадки
- 6.3 Общее содержание озона в 2013 году1
- 6.4 Опасные природные явления и процессы
- 7 Растительный мир
- 7.1 Общая характеристика лесов
- 7.2 Воспроизводство лесных ресурсов
- 7.3 Лесные пожары
- 7.4 Санитарное и лесопатологическое состояние лесов
- 8 Животный мир
- 8.1 Беспозвоночные животные
- 8.2 Наземные позвоночные животные
- 8.3 Рыбные ресурсы
- 8.4 Виды животных, нуждающиеся в особой охране
- 9 Особо охраняемые природные территории
- 9.1 Особо охраняемые природные территории федерального значения
- 9.1.1 Заповедники Таймыра
- 9.1.2 Государственные природные биосферные заповедники
- 9.1.3 Государственные природные заповедники
- 9.1.4 Национальные парки
- 9.2 Особо охраняемые природные территории краевого и местного значения
- 9.2.1 Состав оопт краевого и местного значения
- 9.2.2 Заказники и памятники природы
- 9.2.3 Природные парки
- Часть II Воздействие на окружающую среду и население
- 10 Воздействие основных видов экономической деятельности
- 10.1 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
- 10.2 Обрабатывающие производства
- 10.3 Добыча полезных ископаемых
- 10.4 Транспорт и связь
- 11 Воздействие на атмосферный воздух
- 11.1 Выбросы загрязняющих веществ в Красноярском крае
- 11.2 Выбросы загрязняющих веществ в городах и районах Красноярского края
- 12 Антропогенное воздействие на поверхностные и подземные воды
- 12.1 Использование поверхностных и подземных вод в Красноярском крае
- 12.2 Использование поверхностных и подземных вод в городах и районах
- 13 Использование объектов растительного и животного мира
- 13.1 Лесопользование
- 13.2 Освоение охотничьих ресурсов
- 13.3 Освоение рыбных ресурсов
- 14 Обращение с отходами производства и потребления
- 15 Промышленные и транспортные аварии и катастрофы
- 16 Воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения
- 16.1 Демографическая ситуация в крае
- 16.2 Качество атмосферного воздуха и здоровье населения
- 16.3 Качество питьевой воды и здоровье населения
- 16.4 Влияние физических факторов на здоровье населения
- 16.5 Заболеваемость населения, обусловленная воздействием факторов окружающей среды
- 16.6 Природно-очаговые заболевания
- Часть III Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования
- 17 Экологическая политика Красноярского края
- 18 Изменение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в 2013 году
- 19 Государственный экологический мониторинг
- 19.1 Мониторинг атмосферного воздуха, химического состава осадков, снежного покрова
- 19.2 Мониторинг поверхностных вод суши
- 19.3 Мониторинг состояния земель, растительности и животного мира
- 19.4 Мониторинг радиационной обстановки
- 19.5 Мониторинг состояния недр
- 20 Государственный экологический надзор
- 20.1 Надзор, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю
- 20.2 Надзор, осуществляемый Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю
- 20.3 Надзор, осуществленный Енисейским Управлением Ростехнадзора
- 20.4 Надзор, осуществленный Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю
- 20.5 Надзор, осуществленный Енисейским территориальным управлением Росрыболовства
- 20.6 Надзор, осуществляемый службой по контролю в сфере природопользования
- 20.7 Надзор, осуществляемый службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края
- 21 Государственная экологическая экспертиза
- 22 Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования
- 23 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 23.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- 23.2 Мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования
- 23.2.1 Деятельность органов исполнительной власти по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в том числе итоги реализации мероприятий
- 23.2.2 Природоохранные мероприятия, реализованные предприятиями и территориальными органами федеральных служб
- 24 Экологическое образование, воспитание и формирование экологической культуры
- 24.1 Деятельность министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области экологического образования и просвещения
- 24.2 Эколого-просветительская деятельность в особо охраняемых природных территориях
- 24.2.1 Эколого-просветительская деятельность в заповедниках в 2013 году
- 24.3 Дополнительное профессиональное образование в природоохранной сфере
- 25 Участие общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды