19 Государственный экологический мониторинг
Раздел подготовлен по материалам ФГБУ «Среднесибирское УГМС» (Н. С. Шленская), Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, ФБУЗ «ЦГиЭ в Красноярском крае », ФГУП «Горно-химический комбинат (В. Г. Овсянников, М. В. Сафонов), МУП ЭМР «ТЦ «Эвенкиягеомониторинг» (Е. И. Запольская и др.), Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (Н. А. Данилевич, О. В. Бутивченко); КГБУ «ЦРМПиООС» (В. В. Куликова, Е. В. Демиденко, Е. А. Толстоногова); Енисейское бассейновое управление (И. Б. Коряковцева, Ю. В. Эпова); Центра защиты леса по Красноярскому краю (А. Ю. Редькин); ЕнТУ федерального агентства по рыболовству (О. В. Кочергина, А. Е. Герасимова, И. М. Ногина)
В соответствии со ст. 63.1 и 63.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 18.07.2011 № 242-ФЗ) Правительство РФ Постановлениями от 06.06.2013 № 477 и от 09.08.2013 № 681 утвердило Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Государственный экологический мониторинг осуществляется уполномоченными федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, в том числе на территории Красноярского края:
- ФГБУ «Среднесибирское УГМС» (Росгидромет)- в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов, радиационной обстановки;
- Енисейским бассейновым водным управлением (Росводресурсы) - в части государственного мониторинга водных объектов с участием уполномоченных органов на территории Красноярского края - Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;
- Управлением Росреестра по Красноярскому краю (Росреестр) - в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
- Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю (Россельхознадзор) - в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
- Центром защиты леса по Красноярскому краю (Рослесхоз, ФБУ «Рослесозащита») - в части государственного лесопатологического мониторинга;
- ЕнТУ по рыболовству (Росрыболовство) - в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов и состояния водных объектов рыбохозяйственного значения;
- Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Роснедра) - в части государственного мониторинга состояния недр (исполнитель – МУП «ТЦ Эвенкиягеомониторинг»);
- Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Роспотребнадзор) – в части санитарно-гигиенического мониторинга состояния среды обитания и ее влияния на здоровье населения;
- Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края - в части:
государственного мониторинга объектов животного мира,
государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания,
формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края (исполнитель – КГБУ «ЦРМПиООС»).
ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществляет государственный экологический мониторинг на государственной наблюдательной сети для решения следующих задач:
наблюдения за уровнем загрязнения объектов окружающей среды по физическим, химическим, гидробиологическим показателям (для водных объектов) с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния объектов окружающей среды, определения эффективности мероприятий по её защите;
обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий;
обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, составления планов развития хозяйства с учётом состояния окружающей среды и других вопросов развития экономики.
Мониторинг загрязнения окружающей среды обеспечивается наличием наземной государственной наблюдательной сети (ГНС), построенной по принципам комплексности и систематичности наблюдений, согласованности сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, в соответствии с масштабами природных процессов и явлений, антропогенной деятельности и с учетом потребностей экономики.
На государственной наблюдательной сети по мониторингу окружающей среды проводятся основные виды наблюдений:
за состоянием загрязнения атмосферного воздуха в городах;
за состоянием загрязнения поверхностных вод суши;
за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
за радиоактивным загрязнением природной среды.
Учреждения Роспотребнадзора на территории Красноярского края в рамках санитарно-гигиенического мониторинга проводят систематические лабораторные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов в системах водоснабжения населения, состояния почв, радиационной обстановки.
Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках реализации ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды в Красноярском крае на 2013-2015 годы» разработан проект концепции функционирования краевых систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края.
Работы по формированию и обеспечению функционирования краевой сети наблюдений (КСН) выполняет КГБУ «ЦРМПиООС» в соответствии с государственным заданием, утвержденным министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Процедуры формирования и обеспечения функционирования КСН устанавливает «Порядок формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края» (утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2013 № 573-п).
В настоящее время в рамках КСН функционируют:
подсистема мониторинга атмосферного воздуха;
подсистема мониторинга поверхностных вод суши;
подсистема мониторинга состояния земель;
подсистема мониторинга состояния растительности;
подсистема мониторинга радиационной обстановки;
подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов.
Наблюдения за состоянием окружающей среды проводятся наземным и дистанционным способами.
Данные наблюдений предоставляются основным потребителям информации (министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, ФГБУ «Среднесибирское УГМС») и населению.
На сайте КГБУ «ЦРМПиООС» в открытом доступе размещаются аналитически обработанные данные наблюдений, в том числе в виде обновляемых в режиме on-line графиков и выборок по данным наблюдений, ежемесячных и годовых аналитических обзоров состояния и загрязнения окружающей среды.
В данном разделе представлена система государственного экологического мониторинга на территории Красноярского края, осуществленная в 2013 году. Результаты мониторинга использованы при подготовке соответствующих разделов настоящего Доклада.
- Государственный доклад
- Содержание
- Часть 1 Качество окружающей среды и состояние природныхресурсов
- 1 Атмосферный воздух
- 1.1 Загрязнение атмосферного воздуха городов края отдельными веществами
- Уровень загрязнения атмосферного воздуха городов края
- 2 Поверхностные и подземные воды
- 2.1 Общая характеристика водных объектов и их ресурсов
- 2.1.1 Ресурсы поверхностных вод
- 2.1.2 Ресурсы подземных вод
- 2.2 Загрязнение поверхностных вод
- 2.3 Загрязнение подземных вод
- Земельные ресурсы и почвы
- 3.1 Распределение земельного фонда по целевому назначению
- 3.1.1 Земли сельскохозяйственного назначения
- 3.1.2 Земли населенных пунктов
- 3.1.4 Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 3.1.5 Земли лесного фонда
- 3.1.6 Земли водного фонда
- 3.1.7 Земли запаса
- 3.2 Состояние земель и почв
- 3.2.1. Нарушенные земли
- 3.2.2 Экологическое состояние земель и почв
- 4 Недра и минеральные ресурсы
- 4.1 Запасы и объемы добычи полезных ископаемых
- 4.1.1 Топливно-энергетическое сырье
- 4.1.2. Металлические полезные ископаемые
- 4.1.3. Неметаллические полезные ископаемые
- 4.1.4. Строительные материалы
- 4.1.5 Динамика добычи полезных ископаемых
- 4.2 Состояние недр
- 4.2.1 Экзогенные геологические процессы
- 4.2.2 Эндогенные процессы
- 5 Радиационная обстановка
- 5.1 Радиационная обстановка в Красноярском крае
- 5.2 Радиационная обстановка в районе размещения фгуп «гхк»
- 5.3 Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края по состоянию на 31.12.2013.
- 1. Перечень объектов, использующих источники ионизирующего излучения1)
- 2. Общая характеристика объектов, использующих источники ионизирующего излучения
- 3. Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды
- 4. Наличие на территории радиационных аномалий и загрязнений
- 5. Структура облучения населения при медицинских процедурах
- 7. Количество радиационных аварий и происшествий
- 8. Наличие случаев лучевой патологии
- 9. Анализ мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и выполнению норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности за год
- 10. Наличие соответствующей структуры у администрации территории субъекта рф для ликвидации радиационных аварий и происшествий, наличие средств и сил
- 11. Оценка администрацией территории субъекта рф радиационной ситуации на территории в отчетном году
- 6 Климатические особенности 2013 года
- 6.1 Температура воздуха
- 6.2 Атмосферные осадки
- 6.3 Общее содержание озона в 2013 году1
- 6.4 Опасные природные явления и процессы
- 7 Растительный мир
- 7.1 Общая характеристика лесов
- 7.2 Воспроизводство лесных ресурсов
- 7.3 Лесные пожары
- 7.4 Санитарное и лесопатологическое состояние лесов
- 8 Животный мир
- 8.1 Беспозвоночные животные
- 8.2 Наземные позвоночные животные
- 8.3 Рыбные ресурсы
- 8.4 Виды животных, нуждающиеся в особой охране
- 9 Особо охраняемые природные территории
- 9.1 Особо охраняемые природные территории федерального значения
- 9.1.1 Заповедники Таймыра
- 9.1.2 Государственные природные биосферные заповедники
- 9.1.3 Государственные природные заповедники
- 9.1.4 Национальные парки
- 9.2 Особо охраняемые природные территории краевого и местного значения
- 9.2.1 Состав оопт краевого и местного значения
- 9.2.2 Заказники и памятники природы
- 9.2.3 Природные парки
- Часть II Воздействие на окружающую среду и население
- 10 Воздействие основных видов экономической деятельности
- 10.1 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
- 10.2 Обрабатывающие производства
- 10.3 Добыча полезных ископаемых
- 10.4 Транспорт и связь
- 11 Воздействие на атмосферный воздух
- 11.1 Выбросы загрязняющих веществ в Красноярском крае
- 11.2 Выбросы загрязняющих веществ в городах и районах Красноярского края
- 12 Антропогенное воздействие на поверхностные и подземные воды
- 12.1 Использование поверхностных и подземных вод в Красноярском крае
- 12.2 Использование поверхностных и подземных вод в городах и районах
- 13 Использование объектов растительного и животного мира
- 13.1 Лесопользование
- 13.2 Освоение охотничьих ресурсов
- 13.3 Освоение рыбных ресурсов
- 14 Обращение с отходами производства и потребления
- 15 Промышленные и транспортные аварии и катастрофы
- 16 Воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения
- 16.1 Демографическая ситуация в крае
- 16.2 Качество атмосферного воздуха и здоровье населения
- 16.3 Качество питьевой воды и здоровье населения
- 16.4 Влияние физических факторов на здоровье населения
- 16.5 Заболеваемость населения, обусловленная воздействием факторов окружающей среды
- 16.6 Природно-очаговые заболевания
- Часть III Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования
- 17 Экологическая политика Красноярского края
- 18 Изменение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в 2013 году
- 19 Государственный экологический мониторинг
- 19.1 Мониторинг атмосферного воздуха, химического состава осадков, снежного покрова
- 19.2 Мониторинг поверхностных вод суши
- 19.3 Мониторинг состояния земель, растительности и животного мира
- 19.4 Мониторинг радиационной обстановки
- 19.5 Мониторинг состояния недр
- 20 Государственный экологический надзор
- 20.1 Надзор, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю
- 20.2 Надзор, осуществляемый Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю
- 20.3 Надзор, осуществленный Енисейским Управлением Ростехнадзора
- 20.4 Надзор, осуществленный Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю
- 20.5 Надзор, осуществленный Енисейским территориальным управлением Росрыболовства
- 20.6 Надзор, осуществляемый службой по контролю в сфере природопользования
- 20.7 Надзор, осуществляемый службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края
- 21 Государственная экологическая экспертиза
- 22 Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования
- 23 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 23.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- 23.2 Мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования
- 23.2.1 Деятельность органов исполнительной власти по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в том числе итоги реализации мероприятий
- 23.2.2 Природоохранные мероприятия, реализованные предприятиями и территориальными органами федеральных служб
- 24 Экологическое образование, воспитание и формирование экологической культуры
- 24.1 Деятельность министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области экологического образования и просвещения
- 24.2 Эколого-просветительская деятельность в особо охраняемых природных территориях
- 24.2.1 Эколого-просветительская деятельность в заповедниках в 2013 году
- 24.3 Дополнительное профессиональное образование в природоохранной сфере
- 25 Участие общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды