20.4 Надзор, осуществленный Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю
Государственный земельный надзор. Основными принципами осуществления государственного земельного надзора является обеспечение законности, приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений и неотвратимость наказания за совершение нарушения земельного законодательства, восстановление нарушенных прав собственников земли и землепользователей.
Деятельность Управления в области государственного надзора за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов направлена на выявление и пресечение случаев:
- самовольного снятия, перемещения, а также уничтожения плодородного слоя почвы;
- неиспользования сельскохозяйственных земель, зарастания сорной, древесно-кустарниковой растительностью, включая размещение на них промышленных и бытовых отходов;
- снижение плодородия сельскохозяйственных угодий, загрязнения земельных участков опасными веществами.
В ходе осуществления функции государственного земельного надзора Управлением проводятся мероприятия, направленные на выявление земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых для сельскохозяйственных целей и зарастающих сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также вовлечение этих земель в сельскохозяйственный оборот. В 2013 году выявлено 628 земельных участков сельскохозяйственного назначения, оформленных в частную собственность и на другом вещном праве, зарастающих сорной растительностью. Общая площадь земель, на которых не проводились агротехнические, фитосанитарные мероприятия, составила 11,4 тыс. га.
Правонарушителям, допустившим зарастание сорной растительностью сельскохозяйственных угодий, выдано 150 предупреждений о возможном прекращении права пользования земельными участками в случае не устранения нарушений в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
По предписаниям Управления агротехнические и фитосанитарные мероприятия проведены на 551 земельном участке, в сельскохозяйственный оборот вовлечено 11,8 тыс. га ранее необрабатываемых земель.
В целях пресечения правонарушений в части неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения путем применения повышенной налоговой ставки, в Управление Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю направлена информация о фактах привлечения землевладельцев к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за допущенное зарастание сорной, древесно-кустарниковой растительностью и не устранения земельных правонарушений на площади 1,7 тыс. га.
В органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления направлены материалы административных дел для инициирования изъятия и расторжения договоров аренды земельных участков общей площадью 37,6 га, собственники и арендаторы которых не устранили нарушения земельного законодательства.
В 2013 году государственными служащими Управления в ходе плановых проверок выявлено 113 нарушений в части невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращению их загрязнения. Землепользователями на площади сельхозугодий 136,7 тыс. га не проведены агрохимические мероприятия (внесение минеральных, органических удобрений) в соответствии с выданными рекомендациями специализированных служб, не обеспечен производственный контроль за остаточным содержанием в почве применяемых пестицидов.
В 2013 году по предписаниям Управления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации почвоохранные мероприятия проведены на площади 166,9 тыс. га.
В 2013 году Управлением осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия по поручениям Россельхознадзора. В соответствии с поручением Россельхознадзора от 22.05.2008 № ФС-СД-5/4925 в рамках межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Мак» продолжено обследование земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления очагов наркотикосодержащих растений. В 22 районах края выявлено 290 земельных участков, зарастающих дикорастущей коноплей на площади 1,5 тыс. га.
В отношении юридических, должностных лиц и граждан, допустивших правонарушение, составлено 30 протоколов об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, выданы предписания о принятии мер по уничтожению сорной конопли. Размер штрафных санкций составил 389 тыс. рублей.
По предписаниям Управления сорная конопля уничтожена, в том числе в рамках мероприятий, финансируемых из краевого бюджета, на площади 1435 га, что составило 95 % от выявленной площади.
С целью оценки экологической обстановки на территории края на основании поручений Россельхознадзора от 12.04.2011 № ФС-РХ-5/4302, от 28.12.2011 № ФС-РХ-5/16754 должностными лицами Управления обследованы земли сельскохозяйственного назначения на наличие свалок, скопления отходов производства и потребления. За 2013 год выявлено 106 несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов на сельскохозяйственных угодьях общей площадью 79,2 га, из них 78 свалок площадью 61 га размещены на землях, находящихся в ведении муниципальных образований, и не предоставленных в пользование, 11 (1 га) – на земельных участках, находящихся на праве собственности у граждан, 17 (17,2 га) – на земельных участках, используемых юридическими лицами на праве собственности или аренды.
По данным фактам в отношении юридических и должностных лиц возбуждено 166 дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, выдано 126 предписаний об устранении правонарушений, главам районных и поселковых администраций внесено 50 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В 2013 году по итогам земельного надзора 66 предписаний исполнены, 71 несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ликвидирована, 46,7 га сельскохозяйственных земель приведены в состояние, пригодное для использования в сельскохозяйственных целях.
На основании поручений Россельхознадзора от 15.05.2013 № ФС-АС-5/5421, от 28.05.2013 № ФС-АС-5/6382 проведены обследования земель сельскохозяйственного назначения по установлению мест несанкционированного складирования свиного навоза и установлению санитарно-химического состояния почв. Выявлена 51 свалка с отходами животноводства, лабораторными анализами 153 почвенных образцов установлено загрязнение почв нитратным азотом, бактериями группы кишечной палочки, гельминтами 141,2 га сельскохозяйственных угодий.
По результатам обследования почв составлено 15 протоколов об административных правонарушениях. Выдано 13 предписаний об устранении нарушений, требования 7 из которых исполнены, 129,9 га сельскохозяйственных угодий приведены в соответствие требованиям санитарно-гигиенических нормативов.
По поручению Россельхознадзора от 24.05.2013 № ФС-АС-5/6151 проведено 31 контрольно-надзорное мероприятие в отношении овощеводов, привлекающих к труду иностранных граждан, из них 7 внеплановых совместно с сотрудниками прокуратуры.
При обследовании 48 земельных участков общей площадью 726,2 га, выявлено 49 нарушений действующего законодательства Российской Федерации на площади 531,8 га. Основные нарушения: захламление земель отходами производства и потребления (13,2 га), загрязнение почв химическими веществами (471 га), не проведение производственного контроля за химико-токсикологическим состоянием используемых земель (456 га).
По всем фактам возбуждены дела об административных правонарушениях, наложены административные штрафы на сумму 33,6 тыс. рублей, выданы предписания об устранении нарушений в установленный срок. В отношении 5 землепользователей, не устранивших нарушения Российского законодательства, административные дела по ст. 19.5 КоАП РФ направлены мировым судьям.
В судебном порядке рассматриваются 2 исковые заявления о прекращении деятельности по выращиванию овощей на площади 159,2 га земель, загрязненных до высоко и чрезвычайно опасного уровня, до проведения рекультивации.
В 2013 году должностными лицами Управления установлено 52 случая самовольного снятия, а также порчи и уничтожения плодородного слоя почв земель сельскохозяйственного назначения в результате хозяйственной деятельности. Общая площадь нарушенных земель составила 181 га.
Землепользователям, нарушившим требования земельного законодательства Российской Федерации, выданы предписания о проведении мероприятий по восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В добровольном порядке, путем исполнения предписаний о проведении рекультивации продуктивность сельскохозяйственных земель восстановлена на площади 21,2 гектара.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также возмещения вреда окружающей среде.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В 2013 году должностными лицами Управления на земельных участках сельскохозяйственного назначения выявлено 120 нарушений на площади 119,5 га с причинением вреда почвам как объекту охраны окружающей среды в результате уничтожения, порчи плодородного слоя и несанкционированном размещении твердых отходов производства и потребления.
Общая сумма причиненного почвам вреда, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238, составила 1081683,6 тыс. рублей.
В 2013 году решениями судов удовлетворено 7 исковых заявлений к правонарушителям о возмещении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды на сумму 224778,8 тыс. рублей в доходы бюджетов муниципальных образований, из них:
- 4 иска о возмещении вреда на сумму 220596 тыс. рублей в денежном эквиваленте, причиненного почвам на площади 19,22 га при проведении строительных работ, выбросах опасных веществ;
- 3 иска о возмещении вреда почвам на сумму 4182,8 тыс. рублей путем восстановления плодородия земель на площади 0,53 га, захламленных твердыми отходами.
На рассмотрении в судах находятся 3 иска Управления о возмещении вреда на сумму 3772,2 тыс. рублей, причиненного почвам на площади 0,56 гектаров.
Надзор в сфере карантина растений. В целях контроля за фитосанитарным состоянием территории края в Управление предоставляются данные по фитосанитарному мониторингу, проведенному филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Красноярскому краю на площади 500,5 тыс. га, и лесопатологическому мониторингу, проведенному Филиалом ФБУ «Рослесозащита «Центр защиты леса Красноярского края» на площади около 5 млн га. В 2013 году количество случаев выявлений карантинных объектов при обследованиях увеличилось в 2 раза по сравнению с 2012 годом – 1433 и 695 соответственно.
При проведении контрольных карантинных фитосанитарных обследований 125 организаций (5807,3 тыс. га) лесного комплекса на площади 58,8 тыс. га (41 организация) обнаружены 5 видов карантинных вредителей леса.
В ходе контрольного карантинного фитосанитарного обследования участковых лесничеств Ванаварское и Чемдальское КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество» Эвенкийского муниципального района Красноярского края выявлены малый черный еловый усач, черный сосновый усач, большой черный еловый усач.
На площади 5736,8 тыс. га установлена карантинная фитосанитарная зона, введен карантинный фитосанитарный режим, по представлению Управления постановлением Правительства Красноярского от 16.07.2013 № 355-п на данную территорию наложен карантин.
В 2013 году на территории края на площади 60,0 тыс. га установлено 300 феромонных ловушек на сибирского шелкопряда и непарного шелкопряда. По результатам обследований с применением феромонных ловушек выявлен сибирский шелкопряд (4,8 тыс. га) и непарный шелкопряд (азиатская раса) (8,2 тыс. га).
В сфере надзора по карантину растений Управлением проведено 12226 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе проверок плановых - 1436, внеплановых – 401. Досмотрено 13254 поднадзорных объекта.
В рамках работы межведомственной группы по борьбе с нарушениями законодательства в лесной отрасли специалистами Управления совместно с органами прокуратуры проведено 25 выездных проверок мест хранения и погрузки лесоматериалов на железнодорожных станциях Красноярской железой дороги на предмет соблюдения действующего законодательства. По итогам совместных мероприятий возбуждено 41 административное дело по ст. 10.1, 10.3 КоАП Российской Федерации.
В декабре 2013 года начал функционировать стационарный пост на автодороге Ванавара - Усть-Илимск. Его созданию предшествовало обсуждение проблемы нарушений законодательства в лесной отрасли Межведомственной группой, созданной при Прокуратуре Красноярского края, краевой межведомственной комиссией по организации охраны лесного фонда на территории Красноярского края от незаконных действий при Правительстве Красноярского края, а также ряд совещаний при Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края. Инициатором создания на данном участке автодороги поста, активным участником рабочих групп, выступало Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю.
Специалисты Управления во взаимодействии с сотрудниками полиции, КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество» и ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» круглосуточно проводят проверки автомобильного транспорта, следующего с лесопродукцией из карантинной фитосанитарной зоны. Они устанавливают фитосанитарное состояние древесины, оформляют и выдают карантинные сертификаты, выявляют и пресекают нарушения в сфере карантина растений.
Открытие стационарного поста и эффективное межведомственное взаимодействие позволит не только контролировать лесопродукцию, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны, но и предотвратить незаконную заготовку древесины в труднодоступных участках Красноярского края.
Всего в ходе надзорных мероприятий вскрыто 1253 нарушения требований действующего законодательства в сфере карантина растений. Составлено 1217 протоколов об административных правонарушениях.
По материалам дел об административных правонарушениях вынесено 1241 постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности, в том числе в отношении юридических лиц – 314, должностных лиц – 297, индивидуальных предпринимателей – 218, граждан – 412.
В отношении правонарушителей приняты меры административного воздействия в виде штрафов на сумму 1408,65 тыс. руб., из которых на конец года взыскано 90 %.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства выдано 811 предписаний с установленными сроками исполнения, из них проверено исполнение 757, требования 93 % из них выполнены. За невыполнение требований предписаний к административной ответственности привлечено 38 виновных лиц.
Кроме того, внесено 200 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенных в соответствующие организации и должностным лицам в соответствии со статьей 29.13 КоАП Российской Федерации.
- Государственный доклад
- Содержание
- Часть 1 Качество окружающей среды и состояние природныхресурсов
- 1 Атмосферный воздух
- 1.1 Загрязнение атмосферного воздуха городов края отдельными веществами
- Уровень загрязнения атмосферного воздуха городов края
- 2 Поверхностные и подземные воды
- 2.1 Общая характеристика водных объектов и их ресурсов
- 2.1.1 Ресурсы поверхностных вод
- 2.1.2 Ресурсы подземных вод
- 2.2 Загрязнение поверхностных вод
- 2.3 Загрязнение подземных вод
- Земельные ресурсы и почвы
- 3.1 Распределение земельного фонда по целевому назначению
- 3.1.1 Земли сельскохозяйственного назначения
- 3.1.2 Земли населенных пунктов
- 3.1.4 Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 3.1.5 Земли лесного фонда
- 3.1.6 Земли водного фонда
- 3.1.7 Земли запаса
- 3.2 Состояние земель и почв
- 3.2.1. Нарушенные земли
- 3.2.2 Экологическое состояние земель и почв
- 4 Недра и минеральные ресурсы
- 4.1 Запасы и объемы добычи полезных ископаемых
- 4.1.1 Топливно-энергетическое сырье
- 4.1.2. Металлические полезные ископаемые
- 4.1.3. Неметаллические полезные ископаемые
- 4.1.4. Строительные материалы
- 4.1.5 Динамика добычи полезных ископаемых
- 4.2 Состояние недр
- 4.2.1 Экзогенные геологические процессы
- 4.2.2 Эндогенные процессы
- 5 Радиационная обстановка
- 5.1 Радиационная обстановка в Красноярском крае
- 5.2 Радиационная обстановка в районе размещения фгуп «гхк»
- 5.3 Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края по состоянию на 31.12.2013.
- 1. Перечень объектов, использующих источники ионизирующего излучения1)
- 2. Общая характеристика объектов, использующих источники ионизирующего излучения
- 3. Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды
- 4. Наличие на территории радиационных аномалий и загрязнений
- 5. Структура облучения населения при медицинских процедурах
- 7. Количество радиационных аварий и происшествий
- 8. Наличие случаев лучевой патологии
- 9. Анализ мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и выполнению норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности за год
- 10. Наличие соответствующей структуры у администрации территории субъекта рф для ликвидации радиационных аварий и происшествий, наличие средств и сил
- 11. Оценка администрацией территории субъекта рф радиационной ситуации на территории в отчетном году
- 6 Климатические особенности 2013 года
- 6.1 Температура воздуха
- 6.2 Атмосферные осадки
- 6.3 Общее содержание озона в 2013 году1
- 6.4 Опасные природные явления и процессы
- 7 Растительный мир
- 7.1 Общая характеристика лесов
- 7.2 Воспроизводство лесных ресурсов
- 7.3 Лесные пожары
- 7.4 Санитарное и лесопатологическое состояние лесов
- 8 Животный мир
- 8.1 Беспозвоночные животные
- 8.2 Наземные позвоночные животные
- 8.3 Рыбные ресурсы
- 8.4 Виды животных, нуждающиеся в особой охране
- 9 Особо охраняемые природные территории
- 9.1 Особо охраняемые природные территории федерального значения
- 9.1.1 Заповедники Таймыра
- 9.1.2 Государственные природные биосферные заповедники
- 9.1.3 Государственные природные заповедники
- 9.1.4 Национальные парки
- 9.2 Особо охраняемые природные территории краевого и местного значения
- 9.2.1 Состав оопт краевого и местного значения
- 9.2.2 Заказники и памятники природы
- 9.2.3 Природные парки
- Часть II Воздействие на окружающую среду и население
- 10 Воздействие основных видов экономической деятельности
- 10.1 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
- 10.2 Обрабатывающие производства
- 10.3 Добыча полезных ископаемых
- 10.4 Транспорт и связь
- 11 Воздействие на атмосферный воздух
- 11.1 Выбросы загрязняющих веществ в Красноярском крае
- 11.2 Выбросы загрязняющих веществ в городах и районах Красноярского края
- 12 Антропогенное воздействие на поверхностные и подземные воды
- 12.1 Использование поверхностных и подземных вод в Красноярском крае
- 12.2 Использование поверхностных и подземных вод в городах и районах
- 13 Использование объектов растительного и животного мира
- 13.1 Лесопользование
- 13.2 Освоение охотничьих ресурсов
- 13.3 Освоение рыбных ресурсов
- 14 Обращение с отходами производства и потребления
- 15 Промышленные и транспортные аварии и катастрофы
- 16 Воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения
- 16.1 Демографическая ситуация в крае
- 16.2 Качество атмосферного воздуха и здоровье населения
- 16.3 Качество питьевой воды и здоровье населения
- 16.4 Влияние физических факторов на здоровье населения
- 16.5 Заболеваемость населения, обусловленная воздействием факторов окружающей среды
- 16.6 Природно-очаговые заболевания
- Часть III Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования
- 17 Экологическая политика Красноярского края
- 18 Изменение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в 2013 году
- 19 Государственный экологический мониторинг
- 19.1 Мониторинг атмосферного воздуха, химического состава осадков, снежного покрова
- 19.2 Мониторинг поверхностных вод суши
- 19.3 Мониторинг состояния земель, растительности и животного мира
- 19.4 Мониторинг радиационной обстановки
- 19.5 Мониторинг состояния недр
- 20 Государственный экологический надзор
- 20.1 Надзор, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю
- 20.2 Надзор, осуществляемый Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю
- 20.3 Надзор, осуществленный Енисейским Управлением Ростехнадзора
- 20.4 Надзор, осуществленный Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю
- 20.5 Надзор, осуществленный Енисейским территориальным управлением Росрыболовства
- 20.6 Надзор, осуществляемый службой по контролю в сфере природопользования
- 20.7 Надзор, осуществляемый службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края
- 21 Государственная экологическая экспертиза
- 22 Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования
- 23 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 23.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- 23.2 Мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования
- 23.2.1 Деятельность органов исполнительной власти по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в том числе итоги реализации мероприятий
- 23.2.2 Природоохранные мероприятия, реализованные предприятиями и территориальными органами федеральных служб
- 24 Экологическое образование, воспитание и формирование экологической культуры
- 24.1 Деятельность министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области экологического образования и просвещения
- 24.2 Эколого-просветительская деятельность в особо охраняемых природных территориях
- 24.2.1 Эколого-просветительская деятельность в заповедниках в 2013 году
- 24.3 Дополнительное профессиональное образование в природоохранной сфере
- 25 Участие общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды