logo
gosdoklad_2013

20.2 Надзор, осуществляемый Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от30.09.1999 № 52-ФЗ (ред. от 22.12.2008, от 18.07.2011, от 25.11.2013).

В сфере государственного экологического надзора Управление осуществляет надзорную деятельность по улучшению атмосферного воздуха, по обеспечению качества питьевой воды и воды водных объектов, по обеспечению безопасности почвы населенных мест, по обеспечению радиационной и физической безопасности с целью установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.

Надзорная деятельность по улучшению состояния атмосферного воздуха. В рамках ведения социально-гигиенического мониторинга Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществляется надзорная деятельность по улучшению состояния атмосферного воздуха.

В Красноярском крае осуществление совместной деятельности по улучшению состояния атмосферного воздуха строится во взаимодействии всех заинтересованных органов, учреждений и др., и на территории края реализуется в рамках целевой программы: «Охрана окружающей среды в Красноярском крае», утвержденной Распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 1156-р.

В утвержденной распоряжением Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 № 556-рг «Экологической концепции края» учтены рекомендации Управления по снижению негативного воздействия на окружающую среду предприятиями Красноярского края на 2014-2020 гг.

Для предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Управление в рамках надзорной работы реализует следующие направления.

Нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе томов предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) промышленных предприятий, сводных томов ПДВ городов Красноярского края осуществляется в рамках совместной работы с уполномоченными органами исполнительной власти. Управлением Роспотребнадзора в дополнение к согласованным проектам ПДВ городов – Канск, Назарово, Лесосибирск, Красноярск, Минусинск, Шарыпово, в 2013 году рассмотрен проект сводного тома ПДВ г. Ачинска. Продолжается работа по рассмотрению и согласованию проектов ПДВ предприятий: в 2013 году было рассмотрено и согласовано 137 проектов.

В ходе надзорных мероприятий Управлением осуществляется контроль за реализацией мероприятий, направленных на достижение нормативов ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По результатам плановых мероприятий 2013 года по надзору в отношении ОАО ГМК «Норильский никель» компании выданы предписания о необходимости своевременного выполнения запланированных природоохранных мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ.

В 2013 году Управлением по результатам рассмотрения проекта ПДВ ОАО «РУСАЛ Красноярск» в адрес компании направлены рекомендации о необходимости радикального оздоровления окружающей среды путем внедрения в производство новых безотходных и технологических процессов, позволяющих максимально сократить технологические выбросы.

В течение 2013 года Управлением активно выполнялась работа по выявлению и пресечению нарушений санитарного законодательства в части организации и эксплуатации санитарно-защитных зон объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарными требованиями.

Проведены надзорные мероприятия за организацией санитарно-защитных зон в отношении 159 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам надзорных мероприятий по фактам выявленных нарушений в данной сфере составлено 147 протоколов об административном правонарушении, выдано 147 предписаний об устранении выявленных нарушений, 1 дело направлено в суд для приостановки деятельности (решением суда приостановлена деятельность на 90 суток).

Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормативам проектов организации санитарно-защитных зон предприятий выдаются при надлежащем обосновании в соответствии с установленными законодательством сроками и порядком. С целью недопущения нарушения порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз проектов организаций (сокращения) санитарно-защитных зон предприятий, выдачи санитарно-эпидемиологических заключений без соответствующих обоснований разработан Порядок, в соответствии с которым Управление осуществляет рассмотрение материалов по установлению, изменению размеров санитарно-защитных зон.

За 2013 год Управлением рассмотрено 143 проекта расчетных санитарно-защитных зон и 8 дел об установлении окончательных санитарно-защитных зон, материалы направлены в органы местного самоуправления для нанесения линий градостроительного регулирования на градостроительную документацию.

В результате деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с установлением границ санитарно-защитных зон, за счет сокращения размеров санитарно-защитных зон, количество проживающих в пределах рекомендованных санитарно-защитных зон сократилось на 13810 человек.

В Управлении принята практика подачи исков в защиту неопределенного круга лиц (в защиту проживающего в данном районе населения) в судебные органы о понуждении недобросовестных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к устранению нарушений санитарного законодательства, выявленных в ходе проведения надзорных мероприятий, в том числе имеющих в своем составе объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в части установления санитарно-защитных зон.

Надзорная деятельность по обеспечению качества питьевой воды и воды водных объектов. С целью проверки соблюдения в административных территориях Красноярского края требований санитарного законодательства в 2013 г. в Красноярском крае проверено 116 субъектов надзора, осуществляющих деятельность по сбору, очистке и распределению воды. При проведении проверок обследовано 298 объектов, с применением лабораторных и инструментальных методов исследования проведено 133 обследования, проведено 94 административных расследования. В ходе надзора выявлено 611 нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов на 296 объектах (99,3 % от числа проверенных).

Всего в 2013 г. за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при эксплуатации водопроводов составлен 181 протокол об административном правонарушении, вынесено 98 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, в том числе 55 на юридических лиц на сумму 1790,1 тыс. руб. Число дел о привлечении к административной ответственности направлено на рассмотрение в суды составило 116, по 59 делам приняты решения о привлечении виновных к административной ответственности. Подано 34 иска в суд о нарушениях санитарного законодательства, из них удовлетворено 24. Вынесено 14 представлений об устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения.

В 2013 году, в целях оптимизации надзорных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия по вопросам водоснабжения, в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга, на территории Красноярского края, согласно утвержденных распорядительных документов Управления, продолжалась работа с органами местного самоуправления, муниципалитетами по формированию Планов мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, в числе приоритетных направлений которых по-прежнему остаются мероприятия по улучшению качества питьевой воды (в 2013 г. – 42,7 %).

В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», проводилась работа по согласованию вновь разработанных и корректировке действующих программ производственного контроля качества воды юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, очистке и распределению питьевой воды (рассмотрено 27 программ). В соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» при получении результатов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствующих нормативам качества питьевой воды, направлялись уведомления об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение для внесения изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

С целью реализации Водной стратегии Российской Федерации в части информирования органов исполнительной власти по обустройству и соблюдению режима зон санитарной охраны водных объектов – источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ежегодно о санитарно-эпидемиологическом и санитарно-техническом состоянии систем водоснабжения информация направляется в органы местного самоуправления в составе доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального образования, о необходимости разработки проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, приведения санитарно-технического состояния водопроводов в соответствие с требованиями санитарного законодательства.

Деятельность по обеспечению безопасности почв населенных мест. С целью улучшения состояния почв Управлением в 2013 г. проводились проверки хозяйствующих субъектов (районных администраций), осуществляющих организацию и проведение сбора отходов производства и потребления от населения и муниципальных учреждений на подведомственной территории. В течение 2013 г. Управлением проведено 58 плановых проверок в отношении субъектов, образующих отходы и осуществляющих сбор и временное размещение их на своих территориях по цеховому принципу, и деятельность которых связана со сбором и размещением твердых бытовых отходов (ТБО). В ходе проверок выявлены нарушения санитарного законодательства в части организации и проведения мероприятий по санитарной очистке как на территориях населенных мест и промышленных предприятий, так и организации складирования и утилизации на полигонах ТБО, усовершенствованных свалках.

По итогам проведенных плановых проверок за несоблюдением санитарного законодательства в части организации сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления в отношении юридических и должностных лиц вынесено 14 постановлений по ст. 8.2 КоАП РФ на общую сумму 320,0 тыс. руб., 21 постановление по ст. 6.3 КоАП РФ на общую сумму 156,0 тыс. руб., 23 постановления по ст. 6.4 КоАП РФ на общую сумму 247,0 тыс.руб.

Управлением за неисполнение предписаний в мировые суды по подведомственности по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ в 2013 г. направлено 16 материалов, по которым судами вынесены решения о назначении штрафов.

С целью защиты неопределенного круга лиц, Управлением в 2013 г. в связи с выявленными на объектах сбора и размещения отходов ТБО нарушениями санитарного законодательства, в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в суды общей юрисдикции подано 6 исков, 4 из которых в настоящее время находятся на рассмотрении. По 2 искам судами вынесены решения – обязать хозяйствующий субъект (в течение года после вынесения решения судом) устранить нарушения санитарного законодательства в части сбора и размещения отходов ТБО.

Управлением в 2013 г. проводилась работа по 88 обращениям от населения, в которых содержались жалобы на ухудшение условий проживания вследствие нарушений санитарного законодательства по содержанию территории населенных мест, включая городские и сельские поселения, а также в части обращения с отходами производства и потребления в территориях Красноярского края. В 59 случаях сведения, изложенные в жалобах граждан, нашли подтверждение. По результатам рассмотренных обращений в отношении Управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК приняты меры административного воздействия в виде штрафов по ст. 6.4. КоАП РФ на общую сумму 2350 тыс. руб. По каждому событию нарушения санитарного законодательства выданы предписания об их устранении, 8 материалов за неисполнение ранее выданных предписаний Управлением направлены в мировые суды. Все материалы судами рассмотрены положительно.

С целью защиты неопределенного круга лиц, в связи с выявленными нарушениями в части размещения и эксплуатации площадок для мусорных контейнеров на территориях жилой застройки, Управлением в 2013 году подано 7 исков, по которым судами вынесены решения по удовлетворению исковых требований Управления.

В 2013 г. Управлением рассмотрен и согласован 1 план рекультивационных мероприятий почв на территории Красноярского края, используемых в сельскохозяйственных целях для выращивания растений концентраторов. Согласованные Управлением мероприятия направлены на оздоровление и очищение почв от химических загрязняющих веществ, таких как фтор, мышьяк, кадмий, ртуть, свинец, цинк и пестициды. По результатам проведенных рекультивационных мероприятий хозяйствующим субъектом и юридическим лицом в Управление представлен отчёт об их выполнении с лабораторным подтверждением достижения очистки почв по результатам исследований образцов.

В целях контроля качества почвы населенных мест Красноярского края, Управлением в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга в 2013 году выполнено 3563 исследования по санитарно-химическим, микробиологическим и паразитологическим показателям безопасности в 59 населенных пунктах Красноярского края. Удельный вес населения Красноярского края, охваченного контролем в системе социально-гигиенического мониторинга по влиянию санитарно-эпидемиологической безопасности почвы населенных мест, составил в 2013 году 67,8 %.

Надзорная деятельность по обеспечению радиационной и физической безопасности. В 2013 году специалистами отдела надзора за радиационными и другими физическими факторами проведено 90 мероприятий в отношении юридических лиц, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения. При проведении 18 мероприятий составлен 31 протокол об административных правонарушениях. При проведении 61 планового мероприятия по надзору к проведению лабораторно-инструментальных методов исследований привлечены специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в 56 надзорных мероприятиях. Превышений мощности дозы рентгеновского излучения на 56 рабочих местах персонала в 2013 году не выявлено.

В 2013 г. на территории Красноярского края в рамках обеспечения физической безопасности осуществлялся надзор за передающими радиотехническими объектами. В 2013 г. на учете находилось 2950 передающих радиотехнических объектов, причем сохранялась тенденция к увеличению числа таких объектов: прирост за 3 года (с 2011 по 2013 гг.) составил 155 ПРТО или 5,2 % за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых базовых станций сотовой связи, а также земных станций спутниковой связи, радиорелейных линий и других ПРТО из числа прочих. Общее число рассмотренных документов составило 28, из них 8 – по радиолокационным станциям, 18 – по телевизионным центрам, 2 – по радиовещательным центрам.

Как в 2012 г., так в 2013 г. не были зарегистрированы ПРТО, не отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям. ФГУЗ «ЦГиЭ» подготовило по радиотехническим передающим объектам 19 санитарно-эпидемиологических экспертиз, все положительные.

Общее число объектов надзора по базовым станциям подвижной связи составило в 2013 году 2311 объектов, общее число проверок – 1065, в том числе рассмотрение жалоб – 37. Санитарно-эпидемиологическим требованиям не отвечал 1 проект базовой станции сотовой связи. Выполнено 1043 экспертиз, из них 1 отрицательная.

В 2013 г. было рассмотрено 57 жалоб и обращений граждан (в 2012 г. – 38, в 2011 г. – 50), наибольшее их количество – на негативное воздействие ЭМИ от базовых станций сотовой связи, размещенных на жилых и общественных зданиях или по соседству с ними (до 65 % от общего количества жалоб, в 2012 г. – до 53 %).

Была рассмотрена жалоба на незаконное размещение базовой станции сотовой связи ОАО «ВымпелКом» на территории г. Красноярска. По результатам проведенной проверки юридического лица в рамках административного расследования, ОАО «ВымпелКом» привлечено к административной ответственности, наложен штраф.

Выдано 1174 разрешительных документа на проекты СЗЗ и ЗОЗ ПРТО, 746 - на эксплуатацию ПРТО.

В 2013 году проведено 8 проверок 5-ти юридических лиц – владельцев ПРТО, из них три плановые в отношении ОАО КБ «Искра», ФГУП ГК «Аэронавигация Центральной Сибири» и ОАО «Ростелеком». Было проверено 18 объектов, из них с лабораторно-инструментальным контролем – 10.

По итогам проверок составлено 2 протокола об административном правонарушении (в 2012 г. – 9, в 2011 г. – 4), а также выдано 2 предписания

Наиболее частым нарушением санитарных норм и правил при надзорных действиях за ПРТО в 2013 г. являлось невыполнение хозяйствующими субъектами программ производственного контроля.