16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
Методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приёмов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательных процессов учителя.
Внешний аспект проявляется в проф. компетентности и мастерстве учителя.
Внутренний аспект – способы умственной переработки, осознаний и присвоение ученикам содержания изученного материала.
Критерии выбора методов обучения:
-
Соответствие методов целям урока;
-
Соответствие методов содержанию изучаемого материала;
-
С-е м-в формам организации познавательной деятельности учащихся;
-
С-е м-в реальным учебным возможностям учеников;
-
С-е м-в принципам дидактики;
-
При выборе метода учитель должен учитывать свои возможности.
Дидактические особенности метода:
- метод не сама деятельность, а способ осуществления;
- метод должен обязательно соответствовать цели урока;
- метод не может быть неправильным;
- каждый метод имеет свое предметное содержание;
- метод всегда принадлежит действующему лицу.
Классификация в зависимости от выполнения функции в учебном процессе (Бобанский):
-
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
А) учебные дискуссии
Б) дидактические игры
В) методы поощрения и порицания
Г) методы предъявления учебных требований
2) Методы организации и осуществления учебных действий:
А) по источнику знаний
- вербальные (беседа, рассказ, объяснение, доказательство, чтение, лекция)
- наглядные (иллюстраций, демонстраций, наблюдение)
- практические
Б) по характеру познавательной деятельности
3) Методы контроля результатов познавательной деятельности учащихся:
А) устный и письменный контроль
Б) программированный контроль
В) тестовый
Г) практический
Д) самоконтроль.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.