logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.

Учебная экскурсия – это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак: изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках.

Методика проведения экскурсии:

1 этап: подготовительный: определить место, маршрут, время, остановки;

-предварительное посещение места экскурсии для изучения;

-предусмотреть необходимое оборудование;

-разработать задания детям и способы фиксации результатов выполнения;

-техника безопасности;

-экологическая направленность

2 этап: учитель сообщает детям задачи; инструктирует по ТБ;

-выполнение задания детьми;

3 этап: подвести итоги, просмотреть результаты задания, задать дз.

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу вкл:

1.Формулировку цели и задачи экскурсии; 2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей; 3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и групповых домашних заданий; 4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии; 5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках.

К организации учебных экскурсий предъявляется общие требования

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов.

2. Самостоятельная работа учащихся по изучению природных объектов.

3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов.