logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

49. Особенности проведения практических работ на местности.

Только на уроках нельзя решить всех поставленных перед школой воспитательных и образовательных задач. Именно органическое единство учебной и внеклассной работы помогает учителю достичь успехов в обучении и воспитании школьников.

Известно, что подготовка урока на местности сложнее подготовки урока в классе. Обучающимся кажется, что работа на местности - это почти прогулка. Поэтому детей необходимо приучать к тому, что любая практическая работа на местности, экскурсия, туристический поход - это серьезная работа с выполнением сложных заданий, направленная на конечный результат.

Конечный результат выхода обучающихся в поле зависит от того, с каким настроением будет заниматься своим делом каждый обучающийся. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать разнообразные методы и приемы не только учебной, но и воспитательной работы.

Среди основных направлений подготовительной работы с обучающимися на местности можно выделить следующие:

* определение целей и задач,

* выбор района полевых работ, пути следования,

* выбор объектов для исследования, подготовка картографического материала,

* подготовка необходимого снаряжения,

* знакомство обучающихся с правилами поведения в природе,

* тренировка обучающихся в выполнении отдельных заданий,

* конструирование индивидуальных заданий с учетом интересов и склонностей каждого ребенка

* составление плана работы на местности,

* организационная подготовка класса к предстоящей работе.

Выделяют несколько этапов работы:

1. Построение класса, проверка личного снаряжения. (Групповое снаряжение вручается при построении).

2. Подготовительная беседа (постановка цели практической работы на местности, определение заданий и времени на их выполнение, а также видов отчетной документации).

3. Выход на маршрут по установленному порядку движения. Краткая характеристика местности (необходимо обратить внимание на красоту родной природы).

4. Раздача плана маршрута каждой группы с указанием места работы. Выдача заданий (на карточках) и установление путей их выполнения.

5. Порядок проверки выполненных работ, получение консультаций.

6. Дополнительное задание. Если группа оканчивает свою работу раньше отведенного времени, то учитель предлагает им карточку с дополнительным задание (обычно оно носят занимательно-игровой характер).

7. Сбор обучающихся и подведение итогов, обобщение.

8. Возвращение с работы на местности. Сдача снаряжения.

Окончательный итог практической работе на местности проводят на специальном уроке. В кабинете географии оформляется выставка результатов работы. Обучающиеся защищают свои работы в ходе конференции. Исследования школьников завершаются разработкой обоснованных рекомендаций по улучшению состояния изученной территории.