49. Особенности проведения практических работ на местности.
Только на уроках нельзя решить всех поставленных перед школой воспитательных и образовательных задач. Именно органическое единство учебной и внеклассной работы помогает учителю достичь успехов в обучении и воспитании школьников.
Известно, что подготовка урока на местности сложнее подготовки урока в классе. Обучающимся кажется, что работа на местности - это почти прогулка. Поэтому детей необходимо приучать к тому, что любая практическая работа на местности, экскурсия, туристический поход - это серьезная работа с выполнением сложных заданий, направленная на конечный результат.
Конечный результат выхода обучающихся в поле зависит от того, с каким настроением будет заниматься своим делом каждый обучающийся. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать разнообразные методы и приемы не только учебной, но и воспитательной работы.
Среди основных направлений подготовительной работы с обучающимися на местности можно выделить следующие:
* определение целей и задач,
* выбор района полевых работ, пути следования,
* выбор объектов для исследования, подготовка картографического материала,
* подготовка необходимого снаряжения,
* знакомство обучающихся с правилами поведения в природе,
* тренировка обучающихся в выполнении отдельных заданий,
* конструирование индивидуальных заданий с учетом интересов и склонностей каждого ребенка
* составление плана работы на местности,
* организационная подготовка класса к предстоящей работе.
Выделяют несколько этапов работы:
1. Построение класса, проверка личного снаряжения. (Групповое снаряжение вручается при построении).
2. Подготовительная беседа (постановка цели практической работы на местности, определение заданий и времени на их выполнение, а также видов отчетной документации).
3. Выход на маршрут по установленному порядку движения. Краткая характеристика местности (необходимо обратить внимание на красоту родной природы).
4. Раздача плана маршрута каждой группы с указанием места работы. Выдача заданий (на карточках) и установление путей их выполнения.
5. Порядок проверки выполненных работ, получение консультаций.
6. Дополнительное задание. Если группа оканчивает свою работу раньше отведенного времени, то учитель предлагает им карточку с дополнительным задание (обычно оно носят занимательно-игровой характер).
7. Сбор обучающихся и подведение итогов, обобщение.
8. Возвращение с работы на местности. Сдача снаряжения.
Окончательный итог практической работе на местности проводят на специальном уроке. В кабинете географии оформляется выставка результатов работы. Обучающиеся защищают свои работы в ходе конференции. Исследования школьников завершаются разработкой обоснованных рекомендаций по улучшению состояния изученной территории.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.