logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

12. Программы по географии, их методическое построение.

Объём и содержание географ. знаний, которые должны быть усвоены учащимися, последовательность их изучения на протяжении всего учебного года определяются программой. Программа утверждается Министерством образования и является обязательной. Программа определяет максимум и минимум знаний по предмету.

Вначале программы есть объяснительная записка, в ней даются принципиальные указания о назначении каждого курса и особенностях его преподавания. Затем раскрывается содержание каждого курса школьной географии, содержится перечень частей курса, разделов, тем, раскрывается содержание каждой темы. На каждую структурную часть указывается количество часов.

Установленное программой содержание школьной географии излагается в учебных пособиях или учебниках, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь.

В программе могут быть следующие рубрики.

1. Практические работы. По определенным темам дается перечень практических работ, обязательных для выполнения. Они служат для выработки умений и навыков и приобретения новых знаний.

2. Географическая номенклатура. По темам дается перечень географических названий, обязательных для усвоения. Объекты, соответствующие этим названиям, учащиеся должны быстро находить и правильно показывать на географической карте.

3. Межпредметные связи. В рубрике даются указания учителю, какие знания по другим предметам можно использовать при изучении соответствующих тем.

4. Обобщающее повторение. Имеется после изучения крупных тем, разделов или частей курса. Ее назначение— обобщение и систематизация полученных знаний.

5. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. По каждой теме указывается, что учащиеся должны знать после изучения темы, какие умения и навыки должны быть выработаны. Рубрика имеет принципиальное значение. В ней определен тот объем знаний и умений, который должен быть обязательно усвоен. Она дает возможность учителю определить главный основной учебный материал в учебном пособии или учебнике. Не весь учебный текст подлежит усвоению школьниками.

6. Учебное оборудование. Рубрика содержит перечень средств обучения по каждому курсу школьной географии. Указываются карты, различные виды наглядных пособий, технические средства обучения, которые можно использовать при изучении данного курса.

7. Критерии и показатели учебно-познавательной деятельности школьников. В советских программах по географии давались примерные нормы оценки географических знаний, умений и навыков, что способствовало объективной оценке знаний.

8. Основные методические пособия. Содержится перечень методической литературы для учителей.

Некоторые из указанных рубрик отсутствуют в современных программах по географии Республики Беларусь.

13. Единство образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения ШГ.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство её образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в их узком смысле, т. е. соответственно:

- образованность как сформированность ЗУН,

- воспитанность как сформированность личностных качеств

- развитость как сформированность психической сферы личности.

Процесс обучения призван осуществлять три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция обучения.

Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, форм-ие специальных и общеучебных умений и навыков.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, в географии показ демонстраций, осуществление исследовательских работ.

Кроме специальных умений и навыков, в процессе образования, учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками: работа с учебниками, справочниками, чтение и письмо и т.д.

Воспитательная функция обучения.

Воспитательная функция процесса обучения — формирование у учащихся мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру.

Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает процессу обучения определенную целенаправленность и общественную значимость. Единство образовательной и воспитательной функций обучения проявляется и в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания – в роли методов стимулирования учения.

Развивающая функция обучения.

Обучение должно способствовать развитию личности. Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие вилы деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.

Развивающее обучение предполагает, что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию учащихся. Надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, уси­ление творческих элементов в учебной деятельности.

Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения. Но интенсивность, разносторонность широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализовываться образование и воспитание.