logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...

Карта — начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии.

Для целей обучения наиболее важна классификация карт по их месту и назначению в учебном процессе. Учебные карты делятся на стенные и настольные, контурные, немые и полунемые, рельефные и топографические.

Стенные карты — основной вид учебных карт. Это обзорные карты с высокой степенью обобщения и генерализации, с крупными шрифтами, яркими красками. Рассматриваются на значительном расстоянии. Должны читаться с последних столов в классе. Они не перегружены содержанием. Береговые линии, линии рек и другие линии утолщены. Их содержание соответствует отдельным темам и курсам школьной географии. Чем старше школьники, тем значительнее их подготовка, тем сложнее содержание карт.

Самый основной вид настольных картограф пособий — учебные атласы. Они издаются по отдельным курсам школьной географии и целиком охватывают их содержание. На уроке учащиеся видят стенную карту, дома заменяют её картами учебного атласа. По атласам учащиеся выполняют различные самостоятельные работы, индивидуальные задания.

К настольным картам относятся также карты-вклейки, карты-вкладки, текстовые карты и картосхемы. Карты-вкладки в определенной мере заменяют учебный атлас и исп-ся при изучении нескольких тем. Текстовые карты посвящаются частным вопросам, используются при изучении той темы, которую они иллюстрируют. Аналогичных стенных карт и карт в учебном атласе нет. Анализ этих карт обязателен.

На контурных картах имеются лишь контуры географических объектов, линии рек, границы стран, пунсоны некоторых городов, надписей нет. Они издаются комплектами по отдельным курсам школьной географии и охватывают их содержание. Обычно на контурных картах комплекта имеется система вопросов и заданий по работе, которые усложняют по мере обучения. Здесь ориентир — обычная географическая карта.

На рельефных картах наглядно. объемно изображается рельеф и соблюдается соотношение горизонтального и вертикального масштабов. Особенно полезны рельефные карты при изучении рельефа в начальном курсе. Обычно эти карты небольшие по формату, на них показывается в основном горная местность с ее элементами (хребтами, долинами, вершинами, и т.п.). На практике используются и самодельные рельефные карты, масштабные и внемасштабные.

Назначение топографических карт и планов местности — познакомить школьников с подробным изображением части земной поверхности и объяснить, как осуществляется генерализация при переходе к средним и мелкомасштабным картам.

Особым картографическим пособием является глобус. Это модель Земли. На нем земная поверхность изображается без искажений, выдерживается единый масштаб. Он используется наряду с картами, чтобы сформировать правильные представления о форме и величине географических объектов.