logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.

Наблюдения — важнейшее средство обучения. Они могут быть регулярными (систематическими) и эпизодическими. Проводятся во внеучебное время. Обычно эпизодические наблюдения осуществляются во время программных и внепрограммных экскурсий, туристических походов. Наблюдения ведутся за местными географическими объектами и явлениями (погодой, водным объектом, растительностью и животными, сельскохозяйственными работами, работой железнодорожного транспорта, речного порта и т. д.). Имеются обязательные, программные наблюдения, и необязательные, внепрограммные.

Большинство наблюдений проводится в начальном курсе. Желательны они и при изучении других курсов, в особенности курса географии Беларуси. В этом курсе почти по каждой теме можно предложить учащимся задания по изучению своего края — природных условий, населения, хозяйства. Собранные краеведческие материалы нужно использовать при изучении соответствующих тем. Это будет активизировать учебный процесс, содействовать сознательному усвоению учебного материала.

Наблюдения дают возможность накопить конкретный фактический материал из самой реальной действительности и использовать его в процессе обучения для создания представлений, формирования понятий, изучения причинно-следственных связей, установления закономерностей. Наблюдения содействуют развитию наблюдательности школьников. Это важнейшее качество нужно каждому человеку.

Учитель разрабатывает инструкцию по наблюдению, организует наблюдения, учит пользоваться приборами, фиксировать результаты наблюдений в бланковой или произвольной форме, сравнивать и обрабатывать эти результаты, на основе анализа полученных данных делать аргументированные выводы.

На начальных этапах учитель обучает проводить наблюдения, затем предоставляет самостоятельность в их проведении. Наблюдения может вести каждый ученик в отдельности, могут проводиться учащимися в порядке очередности или коллективно, всем классом.

Обязателен контроль со стороны учителя за ходом и результатом наблюдений. Этот вид учебной работы также оценивается учителем.

Учитель должен не только организовать наблюдения, но и направлять внимание на определенные виды восприятия, фиксировать внимание на конкретных свойствах объектов и явлений. Нужно научить замечать и то, что выражено неясно: лишь в результате наблюдений можно обнаружить такие черты, свойства, которые раньше не замечались.