logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.

Диспут – это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Такие уроки позволяют решать и др пед задачи. Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик повторяет пройденное и читает дополнительную литературу. В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Уроки-диспуты только еще входят в практику школ. Сложность их организации состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло.

Важные моменты организации урока-диспута: Диспут готовится долго и тщательно; Нельзя превращать урок в «президиум» специально подготовившихся докладчиков; От спорящих нужно требовать доказательств; Учащиеся сами по поручению учителя могут составить дискуссионные вопросы; Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.

Уроки-конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения родственных тем. Главное их назначение – обобщить этот материал, углубить знания школьников по важным проблемам, конкретизировать и детально осмыслить осн выводы и положения.

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в доп литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Это различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов. В этом и состоит подлинная суть уроков-конференций. Они учат школьников сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал. Каждый учитель, работающий творчески, стремится использовать разнообразные средства, методы, приемы, чтобы его урок вызывал у ученика желание погрузиться вместе с учителем в процесс познания нового, неизведанного.

Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность школьников, способствует формированию общеучебных умений и навыков.

Учебное кино даёт связное, последовательное изображение процессов в живом организме. Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. Но эта демонстрация не должна использоваться только как зрелище. Следует ещё раз обратить внимание, что фильм содержит не только богатый наглядный материал, но и позволяет увидеть динамику биологических процессов, а именно эти понятия особенно трудны для усвоения учащимися, например, обмен веществ, фотосинтез, деление клетки и т. д.

Для организации урока с применением кинофильма учитель должен сам знать как следует организовать работу.

Во-первых, следует заранее просмотреть фильм и ознакомиться с его содержанием, правильно определить его дидактическое значение, т. е. с какой целью следует использовать его и какие задачи при этом поставить, определить место этого фильма в теме и на конкретном уроке.

Во-вторых, продумать вступительный рассказ, отражающий особенности содержания и структуры фильма, а также вопросы и задания, необходимые для усвоения его основного содержания.

Для работы с фильмом необходимо также организовать беседу для восстановления опорных знаний.

После просмотра фильма необходима заключительная работа – проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному.

Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. Можно заранее на доске написать план фильма, сложные слова, фамилии и др. Приемы работы с фильмом могут быть разнообразны: ответы на вопросы и составление вопросника к фильму, заполнение таблицы или схемы, решение познавательной задачи, составление плана или конспекта рассказа, а самым сложным и интересным является прием “немого” кино.