45. Картографические пособия и методика работы с ними.
Карта — начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная немыслятся без географической карты. Поэтому карта должна быть на каждом уроке, во всех структурных звеньях процесса обучения. Задача учителя — научить учащихся пользоваться этим источником, активно его использовать. Лишь с помощью карты можно обозревать земную поверхность в целом, любую территорию или регион, можно выявлять связи и зависимости между объектами, определять местоположение объектов, их соотношение с другими, форму, величину объектов, устанавливать закономерности пространственного распределения явления, динамику и развитие явлений, давать характеристику любых объектов и территорий. Научить все это делать обязан учитель географии.
Основные цели и задачи изучения географической карты: научить понимать, читать и знать карту.
Учащиеся должны четко усвоить, что карта — условное, обобщенное, уменьшенное, искаженное изображение поверхности Земли на плоскости, условная модель земной поверхности, объектов на ней. Понимать карту — это знать, что такое карта, как изображаются объекты (условные знаки, легенда), как происходит уменьшение при изображении, что такое масштаб, чем отличается изображение земной поверхности на плоскости от изображения на глобусе, что такое градусная сетка, географические координаты, какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания. Научить понимать карту — дать школьникам систему картографических знаний, чтобы учащиеся сознательно пользовались картой.
Карты классифицируются по различным признакам. В зависимости от масштаба различают мелкомасштабные (обзорные), среднемасштабные (обзорно-топографические), крупномасштабные (топографические) карты. В обучении используются в основном мелкомасштабные карты.
По охвату территории различают карты полушарий и мира, карты материков и океанов, карты отдельных частей материков (регионов, стран). Чем крупнее охват территории, тем мельче масштаб, тем больше обобщение.
По содержанию карты разделяются на общегеографические и тематические. Легенду общегеографических карт учащиеся должны знать, легендами тематических карт уметь пользоваться.
Вначале изучают общегеографические карты, позже переходят к тематическим.
Одним из приемов работы с географической картой является выработка пространственных и масштабных ориентиров. Учащиеся должны прочно усвоить местоположение наиболее важных объектов и желательно запомнить их размеры. Такими масштабными ориентирами могут служить протяженность Черного моря с запада на восток (1000 км), Каспия с севера на юг (1000 км), расстояние Минск—Москва (700 км), длина острова Сахалина (1000 м), длина Красного моря (2000 км) и др. Пространственные и масштабные ориентиры являются ориентирами для нахождения других объектов, определения их размеров, порядка величины, что дает возможность находить объекты на картах различного масштаба, различной тематики.
Основной вид работы с картами — описание, характеристика объектов. Описания по сложности различные. Вначале учащиеся обучаются делать описание какого-либо одного компонента природы, хозяйства (отдельной равнины, реки, озера, географического положения, населения, отдельной отрасли хозяйства). Затем переходят к более сложному описанию, описанию природных условий определенных территорий (к примеру, физико-географическая характеристика Сахары, Минской возвышенности), к экономико-географическому описанию отдельных стран (например, экономико-географическая характеристика Чили). Еще более сложные описания — характеристика природы, населения, хозяйства страны и сравнительное описание отдельных компонентов природы, населения, хозяйства, природных условий, регионов, отдельных стран. Обычно описание отдельных компонентов делается по общегеографической и одной из тематических карт. Комплексные описания (физико- и экономико-географические) осуществляются на основе общегеографической и тематических карт, используется прием наложения, сопоставления карт.
При любом описании дается типовой план, инструкций. В основном вся информация берется с карт. Вначале такие описания имеют обучающий характер, выполняются коллективно под руководством учителя. Учащиеся овладевают приемом описания. Затем тренируются, выполняя аналогичные работы. Описания по карте выполняются самостоятельно учащимся знакомой и незнакомой учебной ситуации. Целям контроля служат итоговые практические работы по карте.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.