33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
1. Урок изучения новых знаний — такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.
Такие уроки проводятся в средних и старших классах, гимназиях, лицеях, когда изучается довольно объёмистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах проводятся уроки-лекции, вкл элементы беседы.
Методы, используемые на таком уроке — лекции, беседы, рассказы, иллюстрации, демонстрации, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные, методы работы под руководством преподавателя и методы самостоятельной работы.
Структура урока: 1) организация учащихся к занятиям; 2) краткий опрос учащихся по вопросам пройденной темы; 3) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; 4) изложение новой темы; 5) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов – обобщение, закрепление и систематизация знаний;6) ДЗ.
При проведении этих уроков основное время затрач. на работу над новым материалом, работа по закреплению ограничивается постановкой контр вопросов.
Большое значение имеет применение на этих уроках приёмов активизации познавательной деятельности учащихся: умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение лекции яркими фактами и примерами; включение учащихся в беседу, побуждение их приводить свои факты и примеры; применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
2. Цель – закрепление у учащихся практ умений, формирование у них опред умений и навыков организации познавательной деятельности и культуры учебного труда.
Данные уроки направлены на организацию повторения пройденного материала с целью более глубокого усвоения и выработки практических умений и навыков.
Главное: чтобы правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими упражнениями, а также организацией самостоятельной учебной работы.
Для реализации данного типа урока используются различные формы:
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе.
Лаб-ая работа явл эффективной формой отработки практ умений и навыков.
Цель организовать учащихся к применению знаний на практике.
Вкл след приёмы: а) постановку целей лаб-ых занятий; б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения; в) подведение итогов работы.
Индивидуальный практикум – более высокая форма работы. Учащиеся получают индивид задания для протяжённой сам-ой работы. Такое задание выдаётся для отработки знаний и умений по целому разделу курса. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь.
Чаще всего уроки данного типа проводятся по стандартной схеме, примерная структура следующая: 1.Постановка цели урока. 2.Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. 3.Проведение проверочных упражнений. 4.Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. 5.Упражнения на их освоение. 6.Упражнения на их закрепление. 7.Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции. 8.Упражнения на перенос в сходную ситуацию. 9.Упражнения творческого характера. 10.Итог урока. 11.Задание на дом.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.