logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.

Деятельностный подход – процесс деят-ти чел-ка, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Личность выступает как активное творческое начало. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути её достижения, помогать ребёнку сформировать умения контроля/само-, оценки и самооценки.

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то: учебно-исслед-ую, поисково-конструкторскую, творческую и др. На первый план здесь выходит деятельность учащихся, а знания являются необходимым условием выполнения этого вида деятельности. Задачей обучения становится форм-ие способов действий, обеспеч. результат учебной деят-ти.

Деятельностный подход в обучении основан на принципах:

1) комплексной реализации практических и образовательных умений и навыков учащихся (предметные умения, умение общаться, сознательное усвоение материала);

2) коммуникативной направленности – создание условий общения: отбор материала, мотивов коммуникации, коммуникативных упражнений;

3) коллективного взаимодействия, предполагающего формирование группы партнеров, умеющих соотносить свои действия с действиями других (своих партнеров).

Функции учителя: постановка задач, организация деят-ти обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза получ. результатов. При исп-ии этого подхода растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через 5 минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется небольшая часть. Но если ученик приложил усилия к добыванию этого содержания – оно станет его достоянием надолго.

Под сам. работой учащихся понимаем работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без его участия в ней, в спец предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя умственные усилия и выражая их (устный ответ, описание опытов, расчеты)

В зависимости от целей сам. работы делят на след.: Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.

Обучающие сам. работы. Смысл заключается в сам. выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке.

2. Тренировочные сам. работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. Часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др.

3. Закрепляющие сам. работы. Это работы, кот способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.

4. Очень важны так повторительные (обзорные или тематические) работы.

5. Сам. работы развивающего хар=ра. Это задания по составлению докладов на опред. темы, подготовка к олимпиадам, научно-творч. конференциям, проведение и др.

6. Творческие сам. работы. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в нестандартных ситуациях.

7. Контрольные сам работы. Главной функцией является функция контроля. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.