26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
Деятельностный подход – процесс деят-ти чел-ка, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Личность выступает как активное творческое начало. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути её достижения, помогать ребёнку сформировать умения контроля/само-, оценки и самооценки.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то: учебно-исслед-ую, поисково-конструкторскую, творческую и др. На первый план здесь выходит деятельность учащихся, а знания являются необходимым условием выполнения этого вида деятельности. Задачей обучения становится форм-ие способов действий, обеспеч. результат учебной деят-ти.
Деятельностный подход в обучении основан на принципах:
1) комплексной реализации практических и образовательных умений и навыков учащихся (предметные умения, умение общаться, сознательное усвоение материала);
2) коммуникативной направленности – создание условий общения: отбор материала, мотивов коммуникации, коммуникативных упражнений;
3) коллективного взаимодействия, предполагающего формирование группы партнеров, умеющих соотносить свои действия с действиями других (своих партнеров).
Функции учителя: постановка задач, организация деят-ти обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза получ. результатов. При исп-ии этого подхода растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через 5 минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется небольшая часть. Но если ученик приложил усилия к добыванию этого содержания – оно станет его достоянием надолго.
Под сам. работой учащихся понимаем работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без его участия в ней, в спец предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя умственные усилия и выражая их (устный ответ, описание опытов, расчеты)
В зависимости от целей сам. работы делят на след.: Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.
Обучающие сам. работы. Смысл заключается в сам. выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке.
2. Тренировочные сам. работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. Часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др.
3. Закрепляющие сам. работы. Это работы, кот способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.
4. Очень важны так повторительные (обзорные или тематические) работы.
5. Сам. работы развивающего хар=ра. Это задания по составлению докладов на опред. темы, подготовка к олимпиадам, научно-творч. конференциям, проведение и др.
6. Творческие сам. работы. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в нестандартных ситуациях.
7. Контрольные сам работы. Главной функцией является функция контроля. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.