43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
Наглядные пособия – это плоскостные объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном препарированном виде.
Графические наглядные пособия – самые распространённые в преподавании географии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и простотой изготовления.
1. Таблицы. Очень часто таблицы применяются в экономической географии, но могут использоваться и в физической. Работая с таблицей, учащиеся не только усваивают географические закономерности, но и приобретают навыки работы с цифровым материалом. С помощью таблиц необходимо научить выявлять закономерности, разбираться в них, выделять главное из ряда фактов. Обычно используются таблицы, помещённые в книгах, но лучше, если методически обработанная таблица вывешивается перед классом. Таблица должна быть легко обозримой, простой и наглядной, её нельзя перегружать лишними деталями.
2. Графики – это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Чаще графики используют в экономической географии: с их помощью удобно показывать изменение явлений во времени. В физической географии наиболее распространены гипсографические кривые, где по вертикали откладывают высоты суши и глубины океанов, а по горизонтали – расстояния. Они дают наглядную характеристику рельефа земной поверхности.
3. Диаграммы – самый распространённый вид условных наглядных пособий; основное их назначение - наглядно выразить количественные соотношения. Диаграммы можно разделить на столбиковые, квадратные, многоугольные, кубические, круговые, кольцевые, фигурные и объёмные. Нередко в одном наглядном пособии могут сочетаться различные виды диаграмм; кроме того, каждый вид может быть усложнён.
4 Схемы, календари. Схема упрощённо отображает и само явление, и связи между его отдельными сторонами. Освобождая наше восприятие от второстепенных деталей, схема помогает лучше понять главное, уяснить то, на что иногда требуются многие страницы текста. Используют схемы как в экономической, так и в физической географии. Часто применяются классификационные схемы, схемы связей. Круговорот воды в природе - яркий пример схемы в физической географии.
В календарных схемах показывается распределение явления во времени. В школах календари могут заменить географическую стенгазету. Они имеют образовательное и воспитательное значение. Целесообразно отмечать в календаре лишь важнейшие события. Экономико- и физико-географические календари делаются отдельно. Фенологические календари и календари природы ведутся в 6-8 классах. Наблюдают температуру, облачность, осадки, ветер.
5 Профили. Для лучшего представления о формах поверхности на местности, изображённой на плане горизонталями, строят профили. Профилем называют воображаемый вертикальный разрез местности по определенному направлению. Процесс изготовления профиля закрепляет навыки работы с картой.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.