logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.

Советский период – с 1917 г. по конец 80-х.

Революция прервала реализацию Игнатьевской реформы, но создаётся и развивается пролетарская система образования.

До окт. революции были университеты, где готовили учителей географии.

1918 г. приняты основные положения единой трудовой школы. Заложены принципы социалистической системы образования. Появились новые программы. Расширялся объем экскурсий. Широкая поляризация метода наглядности.

1918 г. первые попытки создания национальной школьной системы, разработана белорусская программа по географии (Смолич).

1919 г. создана секция природы и географии в Минске (ноябрь 1919 г.).

1921 г. разработка единой программы по географии под руководством Анучина с 3 по 9 классы.

1924 г. вводится комплексная система обучения. Обучение ведётся по трём темам: природа, труд общество.

1934 г. новый этап в развитии географии. Постановление о преподавании географии в начальной и средней школах. География с 3 по 9 класс. Разрабатываются новые программы.

В это время определилось содержание географического образования на 60 лет вперед. Изданы стабильные учебники (выдержали 15-18 изданий) Доброва «Экономическая география», Половинкин «Физ. Гео.», Баранский «Экономич. геогр-я». Усвоение учащимися географических названий, прочное знание географической карты, знание атласа. Географов для средних школ готовил географический факультет БГУ, Минский и Могилевский институты. Для неполных и начальных школ: институты Минска, Пинска, Гродно, Орши и Баранович.

Содержание географии неизменно. Менялись названия курсов. Тесная связь с жизнью.

1958 г. общеобразовательная реформа (Якушко, Дементьев). Школа стала 11-ти летней, но обязательным было 8-ми летнее образование.

Во второй половине 60-х – переход на новое содержание обучения. Из-за перехода на обязательное среднее образование программы строились линейно-ступенчато. Каждый следующий курс базировался на предыдущем. Задействованы новейшие педагогические достижения. Дидакты: Даринский, Бибик, Жучкевич, Андриевская.

К началу 80-х возникла перегруженность, а также отставание обучения от потребностей современности.

Была произведена реформа школы (Галай, Сидо, Смоляков, Андриевская). Были разработаны учебно-методические комплексы по географии, карты, таблицы, справочники и т.д.