logo
3 курс / шпоры / ШПОРЫ МЕТОДКА ПРЕП

38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.

Средства обучения представляют собой многогранный учебный комплекс, функционирующую систему, подчиненную определенной структуре.

Систематическая работа со средствами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Средства обучения выполняют разные функции, направленные на стимулирование, активизацию познавательной деятельности, на развитие интереса и мышления, других качеств личности.

Основные дидактические воспитывающие и развивающие функции средств обучения:

1.Функия наглядности. Наглядность обогащает круг географических представлений учащихся, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление и познавательные способности детей, помогает более глубокому усвоению учебного материала.

2.Функция дополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических объектах и явлениях.

Средства обучения используются в качестве источника знаний. В географии основу знаний составляют:

-географические представления;

-географические понятия;

-закономерности и причинно-следственные связи.

3.Функция обеспечения операционной деятельности учащихся.

Эта функция проявляется в процессе формирования практических умений и навыков:

-съемки местности,

-ориентирования на местности,

-работы со статистическими материалами.

4.Функция управления учебно-познавательной деятельностью.

В зависимости от выбранного метода, учитель целенаправленно использует и средства, воздействуя на аналитико-синтетическую деятельность.

5.Функция управления учебно-воспитательным процессом.

Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы. Учитель ориентирует деятельность.

6.Функция воспитывающая.

7.Функция развивающая, учащиеся наблюдают, выделяют главное, анализируют.

Например, домашнее задание «Восточно-Европейская равнина» и «Западно Сибирская низменность», учащиеся устанавливают сходства и различия.

Средства обучения в процессе изучения позволяют:

-конкретизировать глубину, логику раскрытия учебного материала,

-обеспечить учебный процесс источниками знаний и средствами выполнения практических работ,

-сделать обучение более образным и ярким,

-руководить познавательной мыслительной деятельностью,

-учитывать воспитывающее воздействие обучения на формирование личности школьника.