29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
Урок – основная форма организации обучения.
Исходя из темы, целей, учитель подбирает к уроку методы и приёмы обучения с преобладанием таких видов работ, которые будут способствовать активизации деятельности учащихся.
Эффективность зависит от строгого ограничения словесного изложения учебного материала и целенаправленное привлечение таких педагогических приёмов и методов (наглядно-практических), как сравнение, выполнение учащимися различных практических заданий (рисунки). Формирование навыка географического наблюдения, применение картин и фотографий, объёмных пособий, использование учебных фильмов. Эффективность урока достигается при строгом соблюдении принципа индивидуального подхода, при разной смене деятельности. Так как длительное время один и тот же вид работы утомляет детей.
30. Требования к современному уроку.
Современные требования к уроку.
Совр. требования к уроку бывают четырёх видов:
1. Дидактические
- чёткое определение места урока среди других уроков,
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,
- учёт принципов целостного педагогического процесса,
- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,
- наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие методы.
- формирование памяти, внимания и мышления школьников,
- воспитание нравственных качеств личности,
- развитие познавательного интереса и мотивов,
- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,
- развитие творческих способностей,
- создание проблемной ситуации.
3. Организационные требования к уроку.
- наличие продуманного плана проведения урока,
- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),
- создание рабочей дисциплины,
- использование средств обучения и информационных технологий,
- завершённость урока, его гибкость и подвижность.
4. Гигиенические требования
31. Типы уроков.
Урок — форма обучения, для которой характерны постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий и организации работы над одним и тем же материалом. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить.
Типология и структура урока:
Есть следующие типы уроков:
1. Изучение нового материала.
- организация занятия учащихся
- определение темы и целей
- изложение нового материала
- краткий опрос по изложенному материалу
- сообщение д/з и подведение итогов
2. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
- организация занятия учащихся
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу
- выработка умений и навыков
- самостоятельная работа
- сообщение д/з и подведение итогов
3. Комбинированный урок.
- организация занятия учащихся
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу
- работа по осмыслению и освоению материалу
- работа по закреплению изложенного материала
- выработка умений и навыков
- сообщение д/з и подведение итогов
4. Урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала.
- организация занятия учащихся
- выступление учащихся по вынесенным проблемам
- вопросы учеников и выступление оппонентов
- анализ выступлений и подведение итогов
5. Урок проверки и оценки ЗУНов.
- организация занятия учащихся
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу
- самостоятельная работа, контрольная работа, зачет, экзамен.
32. Особенности структуры комбинированного урока.
Этот тип уроков представляет собой комбинацию всех элементов. Причём каждая часть урока имеет равноценное значение.
Структура комбинированного урока напоминает структуру урока сообщения новых знаний, но в том случае все подчинено объяснению нового материала, а другие части урока играют вспомогательную роль.
В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание. Однако и другие части урока имеют не менее важное значение. Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как самостоятельный элемент структуры урока, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового материала.
Закрепление или повторение, а также проверка знаний являются тоже относительно самостоятельными частями урока.
Такое сочетание разнообразных форм работы на одном уроке делает его достаточно эффективным в специальной школе, так как помогает преодолевать однообразие, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели и задач урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление и повторение изученного материала.
6. Подведение итогов урока и оценка знаний.
7. Задание на дом.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.