20.1 Надзор, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю
Государственный экологический надзор осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)». Он проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
С 2011 года Росприроднадзор РФ осуществляет дополнительные функции по исполнению государственного пожарного надзора в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (п.4.1.11 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 23.06.2011 № 401 «Об утверждении положения об Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю».
Перечень конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Красноярского края, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю был определен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285 и утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2010 № 522 (в ред. от 21.09.2011 № 777, от 21.02.2014 № 111).
Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю (далее - Управление) в 2013 году осуществляло контрольно-надзорную деятельность по направлениям:
- охрана атмосферного воздуха и обращение с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
- надзор за водными ресурсами;
- земельный надзор в сфере компетенции Росприроднадзора;
- геологический надзор и охрана недр.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения:
- охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
- организация и функционирование особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- лесной контроль на ООПТ федерального значения;
- государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Кроме того, Управлением осуществлялся надзор за соблюдением соискателями лицензий требований и условий по осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов.
В 2013 году надзорная деятельность Управления по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды Управлением проводилась в соответствии с планами, утвержденными приказами Управления от 30.10.2012 № 1499 «Об утверждении плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год» по 174 проверкам.
Кроме плановых проверок проведено 292 внеплановых проверок и 61 рейдовое мероприятие. Внеплановые проверки проводились по запросу прокуратуры (6), по обращению граждан (27), по обращениям государственных органов, предприятий, организаций и т.п.(26), по приказам, распоряжениям ЦА Росприроднадзора (9), по проверке предписаний (224). Принято участие в 48 проверках проводимых прокуратурой. Кроме того, проведено 15 проверок по лицензионному контролю (деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов).
С учетом всех направлений надзора общее количество проверок составило 849, что свидетельствует о росте степени комплексности проводимых проверок. В рамках проведенных проверок 406 юридических лиц проверено 8228 объекта контроля, эксплуатируемых хозяйствующими субъектами, что в 3 раза больше, чем в 2012 году. С учетом всех направлений надзора общее количество проверок составило 849, что свидетельствует о росте степени комплексности проводимых проверок. В рамках проведенных проверок проверено 8228 объекта контроля, эксплуатируемых хозяйствующими субъектами, что в 3 раза больше, чем в 2012 году.
В рамках этих мероприятий выявлено 722 нарушения обязательных требований законодательства. Для устранения нарушений было выдано 595 предписания. Управлением возбуждено 494 административных дела, рассмотрено 531, в том числе 168 дел, поступивших по подведомственности.
В отношении 405 юридических, должностных, физических лиц и 3-х индивидуальных предпринимателя (ИП) вынесено 483 постановления о привлечении к административной ответственности.
В целом за 2013 года начислено 11621,3 тыс. руб. Взыскано штрафов на сумму 9766,9 тыс. руб. Для активизации работы по взысканию штрафов Управлением возбуждено 13 дел по ст. 20.25 КоАП РФ, а также в службу судебных приставов для принудительного взыскания передано 17 дел на сумму 298,0 тыс. руб.
Из числа проверок по обращениям граждан 613 проверок (более 60 %) касались вопросов загрязнения компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух - 227, поверхностные воды - 65, почвы - 3, несанкционированных свалок - 16, нарушения земель - 9, нарушения режима водоохранных зон водных объектов - 25, режима ООПТ - 4, по недропользованию - 26, иные - 238).
Наибольшее количество нарушений зафиксировано в сфере надзора за охраной атмосферного воздуха – 29 %, за обращением с отходами – 28 %, водного надзора – 17 %, геологического надзора и охраны недр – 16 %, земельного надзора – 6 %, ООПТ - 4 %.
Наибольшее число возбужденных инспекторами дел по-прежнему связаны с нарушениями в сфере охраны атмосферного воздуха – 36 %, водопользования – 23 %, обращения с отходами – 21 %, в сфере недропользования – 14 %.
В сфере надзора за охраной атмосферного воздуха и размещением отходов. В 2013 году проведено 172 проверки по охране атмосферного воздуха и 164 - по обращению с отходами, а также 8 рейдовых мероприятий.
В рамках этих проверок выявлено 407 нарушений, из них по охране атмосферного воздуха – 209 и по обращению с отходами - 198. За это же время было устранено соответственно 75 и 56 нарушений.
В 2013 году для устранения выявленных нарушений было выдано 348 обязательных для исполнения предписания, в том числе по охране атмосферного воздуха – 180 и по обращению с отходами – 168. В течение года соответственно были исполнены 77 и 59 предписаний.
По данным направлениям надзора инспекторами Управления возбуждено 282 дела по привлечению к административной ответственности, рассмотрено 340 административных дел.
По охране атмосферного воздуха рассмотрено 219 дел и по размещению отходов – 121 дело. По результатам рассмотрения этих дел вынесено 316 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов, в том числе 33 предупреждения. Из них 209 постановлений связано с нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха и 107 - с нарушениями законодательства по обращению с отходами.
Общая сумма наложенных штрафов составила 5773,5 тыс. руб. За этот же период взыскано с нарушителей законодательства 3286,0 тыс. руб.
Наибольшее число возбужденных инспекторами дел по-прежнему связаны с нарушениями в сфере охраны атмосферного воздуха. Основными нарушениями в 2013 году являлись: отсутствие нормативов ПДВ, превышение установленных нормативов выбросов, отсутствие производственного контроля за охраной атмосферного воздуха на стационарных источниках выбросов, нарушение правил эксплуатации установок очистки газа.
Основные нарушения в области обращения с отходами: не проводится инвентаризации отходов производства и потребления, отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов, паспорта отходов, согласованные документы по порядку осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, а также нарушения технологических регламентов по эксплуатации объектов размещения отходов. Во многих случаях не проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов, допускается нарушение первичного учета и отчетности в области обращения с отходами, нарушение общих правил и норм обращения с отходами (несанкционированное сжигание и размещение отходов, захламление территории, совместное хранение отходов, имеющих различные классы опасности и др.).
Особо следует выделить нарушение экологических требований по плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления (невнесение/несвоевременное внесение платы), а также отсутствие профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности.
Следует выделить нарушения, связанные с отсутствием у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, специальной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Дополнительной нагрузкой в деятельности по надзору за охраной атмосферного воздуха явились периоды объявления неблагоприятных метеорологических условий и обращения граждан и организаций, касающихся загрязнения атмосферного воздуха в разных районах не только г. Красноярска, но и городов Ачинск, Назарово и др. территорий. Только за 9 месяцев 2013 года поступило более 100 таких обращений. Ни одна жалоба не осталась без внимания. В рамках реакции на обращения граждан были проведены проверки ряда предприятий. В отношении юридического лица ОАО «Красноярская ТЭЦ-1» вынесено два постановления на штрафы (по ч. 1 ст. 8.21 и ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ). Выявлено превышение установленных выбросов вредных (загрязняющих) веществ по предприятиям ООО «КрасТЭК», ООО «КрасКом», ОАО ПО «Красноярский завод комбайнов», ООО «Красноярский цемент», ОАО «ХМЗ», ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. Гулидова».
По результатам контрольных мероприятий за нарушение условий разрешения на выбросы в соответствии с п.п. 22, 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 25.07.2011 № 650 в 2013 г. было приостановлено действие разрешений на выброс для 10 предприятий края: ООО «Краском» г. Красноярск, ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов», ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1», ООО «Красноярский цемент», ООО «КрасТЭК» г. Красноярск, ОАО «Химико-металлургический завод» г. Красноярск, ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. Гулидова», ОАО «Красмаш» г. Красноярск, ОАО «Птицефабрика «Заря» Емельяновский район, ОАО «Шушенская птицефабрика» п. Шушенское.
Вместе с тем выявлено 25 предприятий, снизивших массу загрязняющих веществ (ЗВ) в выбросах в атмосферный воздух, которое составило 2314,9 т/год. Данный факт установлен на следующих предприятиях: МУП электрических сетей г. Дивногорск (107,7 т/год), МУП «НПОПАТ» (0,1 т/год), МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» (139,0 т/год), ООО «Арга» (213,2 т/год), МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный (26,4 т/год), МП Гортеплоэнерго (91,2 т/год), ОАО «КЗСК» (5,8 т/год), Пассажирское вагонное депо Красноярск (102,1 т/год), ОАО «ДЗНВА» (3,7 т/год), ООО «Краском» (79,6 т/год), ОАО «Шушенская птицефабрика» (139,6 т/год), ООО «Ирбинские энергосети» (64,7 т/год), ОАО «РУСАЛ Ачинск» (773,2 т/год), ООО «Красноярский цемент» (415,2 т/год), ОАО «Красноярскграфит» (2,1 т/год), ОАО «Артемовская золоторудная компания» (1,0 т/год), ООО «Байкал» (3,8 (т/год), МУП г. Минусинска «Городской водоканал» (16,7 т/год), ОАО «Электрохимический завод» (8,1 т/год), ОАО «Красноярскнефтепродукт» (20,9 т/год), ООО «Комбинат «Волна» (6,5 т/год), ОАО «Красноярсккрайуголь» (0,1 т/год), ЗАО «Назаровское» (53,6 т/год), МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (40,5 т/год).
Кроме того, отделом экологического надзора рассмотрено 104 документа «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами». Из них 89 согласовано, 6 возвращено на доработку, 9 передано для рассмотрения по подведомственности.
По итогам 2013 года к «злостным нарушителям» можно отнести 11 предприятий: ЗАО «Минвата», ОАО «Асфальтобетонный завод», ООО «Назаровский щебеночный завод», ООО «Таймура», ОАО «Химико - металлургический завод», ОАО «Агинское масло», ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «Дивногорский завод низковольтных автоматов», ОАО «Шушенская птицефабрика», ООО «ПКФ «Кандела», ООО «Экоресурс», которые неоднократно не выполняли выданные им предписания на устранение выявленных нарушений. В отношении предприятий, не исполняющих предписания государственных инспекторов, возбуждено 34 административных дела по ст. ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ для передачи мировым судьям.
В 2013 году суммарный объем средств, израсходованных хозяйствующими субъектами на выполнение природоохранных мероприятий в целях исполнения предписаний государственных инспекторов, составил 36942,2 тыс. руб., в том числе на выполнение мероприятий в целях исполнения предписаний государственных инспекторов в области охраны атмосферного воздуха - 20625,7 тыс. руб.
В сфере надзора за водными ресурсами в 2013 году Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю проведено 120 проверок, из них (плановых – 72, внеплановых - 48). Кроме того, по данному направлению контроля проведено 48 рейдовых мероприятий. Количество проверенных объектов контроля увеличилось по сравнению с предыдущим годом в 3 раза.
В результате проведенных надзорных мероприятий выявлено 125 нарушений, устранено за этот же период 29 нарушений. Для устранения выявленных нарушений хозяйствующим субъектам было выдано 91 предписание, из них выполнено 23.
Кроме того, инспекторами Управления возбуждено 81 административное дело, рассмотрено 126 административных дел, в том числе часть из которых поступила по подведомственности из других надзорных органов. Для привлечения к административной ответственности вынесено 107 постановлений: в отношении юридических лиц - 80, должностных - 18, физических – 9. В целом за 2013 год по направлению водного надзора начислено штрафов на сумму 1611,8 тыс. руб., взыскано 1166,0 тыс. руб.
В 2013 году хозяйствующим субъектам, нанесшим вред водным объектам в результате несоблюдения природоохранного законодательства, выставлены 4 претензии (ЗАТО Солнечный, МУП «ЖКХ г. Лесосибирска», ОАО «Лесосибирский ЛДК-1», МП ЗАТО Железногорск «Гортеплоэнерго» (за несанкционированный сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности с попаданием в водный объект в п. Новый Путь)) и 2 судебных иска о его возмещении (ОАО «Красноярский речной порт», ООО «Дивногорский водоканал») на общую сумму 26,3 млн руб.
Взыскано в 2013 году три ущерба на сумму 4778,4 тыс. руб., из них два в судебном порядке: ГП КК «Лесосибирск-Автодор» - 426,6 тыс. руб., ОАО «Красноярский речной порт» - 4294,1 тыс. руб. и МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный - 57,7 тыс. руб., возмещенный в добровольном порядке.
Наиболее характерными нарушениями, выявленными в 2013 году, являются превышение установленных нормативов допустимых сбросов (НДС) в водные объекты (МП «Гортеплоэнерго», МУП «ЖКХ г.Лесосибирска», ООО «Заполярная строительная компания», ОАО «Дивногорский завод низковольтных автоматов», ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1», ОАО «Красноярский машиностроительный завод»). Некоторые предприятия, наряду с превышением НДС, используют водные объекты без оформления необходимой разрешительной документации на пользование водными объектами (ООО «Дивногорский водоканал», МУП «ЖКХ» ЗАТО Солнечный Красноярского края, ООО «КрасКом», ЗАО «Сибирский лесохимический завод», МУП ТС г. Зеленогорск, МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска, ООО «Водоканал» г. Назарово, МУП города Минусинска «Городской водоканал», ООО «Аэропорт «Норильск»).
Для жилищно-коммунальных предприятий характерны нарушения, связанные со сбросом сточных вод в водные объекты (реки Енисей, Кан, Щучья и Новая Наледная и др.) через сеть ливневой канализации. Сточные воды сбрасываются без оформления разрешительной документации, с превышением рыбохозяйственных нормативов, а также при отсутствии учета объемов и качества сточных вод. Это МП города Красноярска «Спец АТП», МУП «Комбинат благоустройства» г. Зеленогорска, МУП МО города Норильск «КОС».
Часть предприятий нарушают правила водопользования: филиал Северный ОАО «Красноярскнефтепродукт» наряду с превышением установленных нормативов НДС, сброса в р. Енисей сточных вод без разрешительной документации, нарушает требования по ведению учетной документации, не выполняет планы природоохранных мероприятий.
Вместе с тем, у 187 предприятий (хозяйствующих субъектов), что составило 67 % от общего количества проверенных хозяйствующих субъектов в ходе надзорных проверок, не было выявлено ни одного нарушения по части водного законодательства.
В 2013 году 12 предприятий, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты из числа проверенных, снизили массы загрязняющих веществ (ОАО «КрасКом», МУП города Минусинска «Городской водоканал», МУП «Ачинские коммунальные системы» и др.).
В целях исполнения предписаний по устранению нарушений, выявленных государственными инспекторами Управления, а также по решению судебных органов по материалам, подготовленным Управлением, хозяйствующие субъекты вкладывают средства на устранение нарушений в сфере водопользования и охраны водных объектов. Суммарный объем средств за счет средств природопользователей, израсходованных на выполнение водоохранных мероприятий, составил 248675,2 тыс. руб.
В сфере земельного надзора Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю выполняет свои функции в соответствии с п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» (в ред. от 21.04.2010 № 268, от 11.04.2011№ 267, от 05.06.2013№ 476).
В 2013 году проведена 201 проверка, из них плановых – 160, внеплановых – 41, в рамках которых проверено 719 объектов надзора. Кроме того, проведены 42 рейдовых мероприятия.
В сфере земельного надзора выявлено 43 нарушения (22 в рамках рейдов), устранено – 13. Для устранения выявленных нарушений выдано 19 предписаний, выполнено 16.
По данному направлению надзора было возбуждено 19 административных дел и привлечено к ответственности 18 землепользователей, из них 14 юридических лиц, 3 должностных лица, 1 физическое лицо на общую сумму 205,0 тыс. руб. За соответствующий период взыскано 215 тыс. руб., в том числе часть штрафов, наложенных ранее.
За нанесение вреда почвам, как компоненту природной среды, выразившееся в виде её загрязнения в результате сброса сточных вод, предприятию МП ЗАТО Железногорск «Гортеплоэнерго» была предъявлена претензия о добровольном возмещении ущерба на сумму 3,5 млн руб.
Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю в рамках утвержденных ему полномочий осуществляются меры ограничительного, предупредительного характера по недопущению размещения несанкционированных свалок в пределах водоохранных зон водных объектов. На территории водоохранных зон за период 2011-2013 годы были выявлены 91 несанкционированная свалка на площади 45,3 га. В связи с практической невозможностью установить виновников, разместивших свалки и захламивших водоохранные зоны, материалы передавались органам местного самоуправления и в прокуратуру для принятия соответствующих мер. Красноярской природоохранной прокуратурой и прокуратурой г. Лесосибирска по 11 фактам внесены 8 представлений руководителям администраций районов и направлены исковые заявления в суд. В результате действий Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю 27 % свалок, выявленных в рамках рейдовых мероприятий в водоохранных зонах водных объектов края, ликвидировано.
Во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р (ред. от 26.11.2012) «Об утверждении Федерального плана статистических работ», выполнялись работы по формированию официальной статистической информации о рекультивации земель. По итогам 2013 года сведения по годовой форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» представили 365 предприятий, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края. Информация о нарушенных и рекультивированных землях дана в разделе 3 настоящего Доклада).
В сфере геологического надзора и охраны недр в 2013 году проведено 155 проверок (плановых – 83, внеплановых - 72). Проверено 413 объектов контроля, проведено 3 рейда.
В рамках проверок выявлено 117 нарушений, устранено 36 нарушений. Из 125 проверенных предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Красноярского края, 50 явились нарушителями законодательства в сфере недропользования.
При проведении надзорных мероприятий были выявлены факты:
- нарушения существенных условий лицензионных соглашений такими предприятиями как ООО «Ремтехника», ООО «Соболевскуголь», ЗАО «Васильевский рудник» (п. Раздолинск), ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс», ООО «Квант», ООО «Артель старателей Ангара-Север», ОАО «Артемовская золоторудная компания», ООО «Межрегиональная топливная компания», ООО «Туруханский меридиан», ООО «Золотой век», ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края», ЗАО «Назаровское»;
- пользование недрами без лицензии (ОАО «Агинское масло»).
Для устранения выявленных нарушений недропользователям было выдано 110 предписаний, из которых выполнено 33.
По фактам невыполнения предписаний, выданных государственными инспекторами Управления, было возбуждено 34 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП.
В качестве других мер воздействия к нарушителям законодательства в области недропользования применялись меры по инициированию досрочного прекращения права пользования недрами по 11 хозяйствующим субъектам: СЗАО «Ададымское», ЗАО «Минералинтех», МУПЕР «Частоостровское», ООО «Жилбытсервис», МУПУС «Коммунальное обслуживание», ООО «Туруханский меридиан», МУП «Казанцевский водоканал» Казанцевского сельсовета, ООО «Фарт», ООО «Управление Енисейолово», ОАО «АЗРК», ООО «Ассоциация КП и ТКК».
Из-за систематического невыполнения в срок законных предписаний государственного инспектора, к «злостным нарушителям» по результатам 2013 года можно отнести следующие предприятия: МУПУС «Коммунальное обслуживание», ЗАО «Солгонское», ЗАО «Алтатское», ООО «Коммунальщик», СПК «Колхоз «Рассвет», ЗАО «Минералинтех», ООО «Жилбытсервис», МУПЕР «Частоостровское», СЗАО «Ададымское», МУПУС «Коммунальное обслуживание», МУП «Казанцевский водоканал» Казанцевского сельсовета, ООО «ЖКХ "Приморье», КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 75», ООО «СкВ», ООО «Районное коммунальное хозяйство», ООО «Фарт», ООО «Управление Енисейолово», ОАО «Артемовская золоторудная компания».
По данному направлению было возбуждено 69 административных дел и привлечено к ответственности 39 недропользователей, из них 11 юридических лиц, 28 должностных лица на общую сумму 3990,0 тыс. руб. За соответствующий период взыскано 2550,5 тыс. руб.
Суммарный объем средств (средства природопользователей), израсходованных на выполнение геологоразведочных работ в целях исполнения предписаний государственных инспекторов Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю по итогам работы отдела геологического контроля и охраны недр составил 36927,5 тыс. руб.
В области организации функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2013 году проведено 5 проверок, из них 1 плановая (ФГБУ ГПЗ «Столбы»), 4 внеплановых проверок. Выявлено 2 нарушения (1 – устранено), выдано 2 предписания (1 - выполнено). Возбуждено 2 административных дела, привлечено к ответственности в виде штрафов 1 юридическое и 1 должностное лицо на общую сумму 11,0 тыс. руб.
Лесной и пожарный надзор в лесах ООПТ. В 2013 году проведены 31 контрольно-надзорное мероприятие, из них 1 плановое (ФГУ ГПЗ «Столбы»), 29 внеплановых проверок и 1 рейд.
Выявлено 24 нарушения, устранены 22 нарушения. Выдано 24 предписания на устранение нарушений, 22 предписания исполнены. Рассмотрено 7 административных дел о привлечении к административной ответственности, по результатам их рассмотрения вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов в отношении 2 юридических лиц и 5 должностных на общую сумму 51,0 тыс. руб.
В рамках подготовки к пожароопасному периоду при проведении внеплановых проверок требований в области соблюдения пожарной безопасности в лесах выявлены нарушения у ФГБУ ГПЗ «Столбы» (9), ФГБУ «ГПБЗ «Саяно-Шушенский» (6), ФГБУ «ГПЗ «Тунгусский» (1). Нарушители привлекались к административной ответственности в виде штрафов по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
По итогам пожароопасного периода 2013 года на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения Красноярского края было зарегистрировано 49 природных пожаров на общей площади 13980,7 га.
Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства животного мира на ООПТ федерального значения осуществлялся в рамках плановой проверки ФГБУ «ГПЗ «Столбы» (совместно с Департаментом Росприроднадзора по СФО), в рамках которой выявлено 2 нарушения в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира на ООПТ, выданы 2 предписания.
Проведено 3 рейдовых мероприятия, из них 2 рейда проведено на территории ФГБУ ГПЗ «Столбы» (1 – в целях контроля за проведением зимнего маршрутного учета диких животных, 1 - в целях контроля за охраной объектов животного мира). 1 рейд по контролю за охраной объектов животного мира проведен на территории ФБГУ ГПБЗ «Саяно-Шушенский».
В рамках разрешительной деятельности Управлением на основании положительных заключений независимых экспертов согласовано предоставление в центральный аппарат Росприроднадзора заявления Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН), с целью получения разрешения на отлов двух особей снежных барсов (Uncia uncia) для научных исследований на территории ФГУ «ГПБЗ «Саяно-Шушенский» и его охранной зоны. Снежный барс - вид, занесенный в Красную книгу Российской Федерации (категория статуса редкости I), предусмотрен его последующий выпуск в природу. В феврале 2013 года Росприроднадзором выдано ИПЭЭ РАН разрешение на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ. Работы по отлову одного снежного барса проведены в присутствии специалиста профильного отдела Управления. Снежному барсу (Монголу) заменили сломанный ошейник на усовершенствованный.
Управлением, с учетом заключений независимых экспертов, согласовано предоставление материалов в центральный аппарат Росприроднадзора некоммерческой организацией «Всемирный фонд природы» на взятие проб биопсии от 50 особей моржа лаптевского подвида (Odobenus rosmarus laptevi) в море Лаптевых (северо-восток полуострова Таймыр) на территории ГПБЗ «Таймырский», входящего в состав ФГБУ «Заповедники Таймыра».
По результатам рассмотрения заявочных материалов ООО «Глобал Трейд» по экспорту в Китай жадеита-сырца и серпентинита подготовлены 2 справки-обоснования к согласованию экспортной лицензии для Росприроднадзора.
Итоги надзорной деятельности. В 2013 году осуществление государственного экологического надзора федерального уровня, осуществленного Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, способствовало улучшению экологической ситуации на территории Красноярского края:
- снижены массы загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух на 25 проверенных предприятиях на 2314,9 т/год;
- снижены массы загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты на 12 предприятиях из числа проверенных;
- с 44 до 37 сократилось количество проверенных лицензий на право пользования недрами, по которым деятельность по недропользованию осуществляется с нарушением лицензионных условий;
- количество предприятий, вносящих платежи за негативное воздействие на окружающую среду, остается стабильным и составляет 74,8 %.
Экономический эффект от деятельности управления за счет выполнения предприятиями предписаний или по решению судебных органов по материалам, подготовленным Росприроднадзором за 2013 год, составил 322,5 млн руб., в том числе
по геологоразведочным работам - 36,9 млн руб.;
по охране атмосферного воздуха и обращению с отходами - 36,9 млн руб.;
по водоохранным мероприятиям - 248,7 млн руб. (в 2012 г. - 7,9 млн руб.).
- Государственный доклад
- Содержание
- Часть 1 Качество окружающей среды и состояние природныхресурсов
- 1 Атмосферный воздух
- 1.1 Загрязнение атмосферного воздуха городов края отдельными веществами
- Уровень загрязнения атмосферного воздуха городов края
- 2 Поверхностные и подземные воды
- 2.1 Общая характеристика водных объектов и их ресурсов
- 2.1.1 Ресурсы поверхностных вод
- 2.1.2 Ресурсы подземных вод
- 2.2 Загрязнение поверхностных вод
- 2.3 Загрязнение подземных вод
- Земельные ресурсы и почвы
- 3.1 Распределение земельного фонда по целевому назначению
- 3.1.1 Земли сельскохозяйственного назначения
- 3.1.2 Земли населенных пунктов
- 3.1.4 Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 3.1.5 Земли лесного фонда
- 3.1.6 Земли водного фонда
- 3.1.7 Земли запаса
- 3.2 Состояние земель и почв
- 3.2.1. Нарушенные земли
- 3.2.2 Экологическое состояние земель и почв
- 4 Недра и минеральные ресурсы
- 4.1 Запасы и объемы добычи полезных ископаемых
- 4.1.1 Топливно-энергетическое сырье
- 4.1.2. Металлические полезные ископаемые
- 4.1.3. Неметаллические полезные ископаемые
- 4.1.4. Строительные материалы
- 4.1.5 Динамика добычи полезных ископаемых
- 4.2 Состояние недр
- 4.2.1 Экзогенные геологические процессы
- 4.2.2 Эндогенные процессы
- 5 Радиационная обстановка
- 5.1 Радиационная обстановка в Красноярском крае
- 5.2 Радиационная обстановка в районе размещения фгуп «гхк»
- 5.3 Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края по состоянию на 31.12.2013.
- 1. Перечень объектов, использующих источники ионизирующего излучения1)
- 2. Общая характеристика объектов, использующих источники ионизирующего излучения
- 3. Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды
- 4. Наличие на территории радиационных аномалий и загрязнений
- 5. Структура облучения населения при медицинских процедурах
- 7. Количество радиационных аварий и происшествий
- 8. Наличие случаев лучевой патологии
- 9. Анализ мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и выполнению норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности за год
- 10. Наличие соответствующей структуры у администрации территории субъекта рф для ликвидации радиационных аварий и происшествий, наличие средств и сил
- 11. Оценка администрацией территории субъекта рф радиационной ситуации на территории в отчетном году
- 6 Климатические особенности 2013 года
- 6.1 Температура воздуха
- 6.2 Атмосферные осадки
- 6.3 Общее содержание озона в 2013 году1
- 6.4 Опасные природные явления и процессы
- 7 Растительный мир
- 7.1 Общая характеристика лесов
- 7.2 Воспроизводство лесных ресурсов
- 7.3 Лесные пожары
- 7.4 Санитарное и лесопатологическое состояние лесов
- 8 Животный мир
- 8.1 Беспозвоночные животные
- 8.2 Наземные позвоночные животные
- 8.3 Рыбные ресурсы
- 8.4 Виды животных, нуждающиеся в особой охране
- 9 Особо охраняемые природные территории
- 9.1 Особо охраняемые природные территории федерального значения
- 9.1.1 Заповедники Таймыра
- 9.1.2 Государственные природные биосферные заповедники
- 9.1.3 Государственные природные заповедники
- 9.1.4 Национальные парки
- 9.2 Особо охраняемые природные территории краевого и местного значения
- 9.2.1 Состав оопт краевого и местного значения
- 9.2.2 Заказники и памятники природы
- 9.2.3 Природные парки
- Часть II Воздействие на окружающую среду и население
- 10 Воздействие основных видов экономической деятельности
- 10.1 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
- 10.2 Обрабатывающие производства
- 10.3 Добыча полезных ископаемых
- 10.4 Транспорт и связь
- 11 Воздействие на атмосферный воздух
- 11.1 Выбросы загрязняющих веществ в Красноярском крае
- 11.2 Выбросы загрязняющих веществ в городах и районах Красноярского края
- 12 Антропогенное воздействие на поверхностные и подземные воды
- 12.1 Использование поверхностных и подземных вод в Красноярском крае
- 12.2 Использование поверхностных и подземных вод в городах и районах
- 13 Использование объектов растительного и животного мира
- 13.1 Лесопользование
- 13.2 Освоение охотничьих ресурсов
- 13.3 Освоение рыбных ресурсов
- 14 Обращение с отходами производства и потребления
- 15 Промышленные и транспортные аварии и катастрофы
- 16 Воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения
- 16.1 Демографическая ситуация в крае
- 16.2 Качество атмосферного воздуха и здоровье населения
- 16.3 Качество питьевой воды и здоровье населения
- 16.4 Влияние физических факторов на здоровье населения
- 16.5 Заболеваемость населения, обусловленная воздействием факторов окружающей среды
- 16.6 Природно-очаговые заболевания
- Часть III Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования
- 17 Экологическая политика Красноярского края
- 18 Изменение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в 2013 году
- 19 Государственный экологический мониторинг
- 19.1 Мониторинг атмосферного воздуха, химического состава осадков, снежного покрова
- 19.2 Мониторинг поверхностных вод суши
- 19.3 Мониторинг состояния земель, растительности и животного мира
- 19.4 Мониторинг радиационной обстановки
- 19.5 Мониторинг состояния недр
- 20 Государственный экологический надзор
- 20.1 Надзор, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю
- 20.2 Надзор, осуществляемый Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю
- 20.3 Надзор, осуществленный Енисейским Управлением Ростехнадзора
- 20.4 Надзор, осуществленный Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю
- 20.5 Надзор, осуществленный Енисейским территориальным управлением Росрыболовства
- 20.6 Надзор, осуществляемый службой по контролю в сфере природопользования
- 20.7 Надзор, осуществляемый службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края
- 21 Государственная экологическая экспертиза
- 22 Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования
- 23 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 23.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- 23.2 Мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования
- 23.2.1 Деятельность органов исполнительной власти по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в том числе итоги реализации мероприятий
- 23.2.2 Природоохранные мероприятия, реализованные предприятиями и территориальными органами федеральных служб
- 24 Экологическое образование, воспитание и формирование экологической культуры
- 24.1 Деятельность министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области экологического образования и просвещения
- 24.2 Эколого-просветительская деятельность в особо охраняемых природных территориях
- 24.2.1 Эколого-просветительская деятельность в заповедниках в 2013 году
- 24.3 Дополнительное профессиональное образование в природоохранной сфере
- 25 Участие общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды