19.3 Мониторинг состояния земель, растительности и животного мира
Государственный мониторинг состояния земель на территории Красноярского края осуществляется Управлением Росреестра по Красноярскому краю (кроме земель сельскохозяйственного назначения), Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю - в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в рамках санитарно-гигиени-ческого мониторинга.
Управление Росреестра по Красноярскому краю. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Земельный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ (часть первая); Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»; Иные нормативные акты.
В перечень задач государственного мониторинга земель входят: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным и осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием природной среды показывает, что состояние качества земель фактически во всех районах края интенсивно ухудшается. Почвенный покров, особенно пашни и других сельскохозяйственных угодий, продолжает подвергаться деградации, загрязнению, захламлению и уничтожению, катастрофически теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств, воспроизводству плодородия вследствие истощительного и потребительского использования земель.
Актуальность проведения работ по мониторингу земель определяется ухудшением экологического состояния всех объектов природной среды, в том числе и земель.
Принятию решений, связанных с использованием земель, должен предшествовать анализ разноаспектных, достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии этих земель.
Массовые почвенные и геоботанические обследования на землях сельскохозяйственных предприятий края проводились в 1970–80-х годах. Большинство имеющихся материалов данных обследований потеряли свою актуальность и требуют повсеместной корректировки.
Ведение периодического мониторинга техногенного загрязнения земель с целью выявления негативных процессов и разработка рекомендаций по их дальнейшему использованию в крае не проводится в связи с отсутствием финансирования.
Таким образом, задачи государственного мониторинга земель как своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов в данное время по объективным причинам не решаются.
Государственный мониторинг земель проводится в рамках государственного земельного контроля за использованием и охраной земель с целью информационного обеспечения ведения кадастра и оценки кадастровой стоимости земельных участков во всех категориях земель.
Должностными лицами Управления проведено обследование 5065 земельных участков, расположенных в административных границах Красноярского края, на площади 236,7 млн га.
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществляет мониторинг земель в рамках государственного контроля за обеспечением защиты сельскохозяйственных угодий от загрязнения их опасными химическими веществами; в рамках надзора на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов за соблюдением требований по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также загрязнения земель пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнения требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
На землях сельскохозяйственного назначения выявлялись площади невостребованных земельных долей в крае, которые в 2013 году составили 480,8 тыс. га (24,8 %); контроль за физической и химической деградацией земель, состоянием плодородия земель и системы применения удобрений; обследование земель сельскохозяйственного назначения по установлению мест несанкционированного складирования отходов и установлению санитарно-химического состояния почв.
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в рамках социально-гигие-нического мониторинга проводил обследование качества почв по санитарно-химическим, микробиологическим, на содержание тяжелых металлов и др. показателям безопасности, преимущественно на территориях повышенного риска воздействия на здоровье населения: в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах производства растениеводческой продукции, в селитебной зоне, ЗСО источников водоснабжения.
Отбирались пробы почвы на различных территориях и определялся удельный вес проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по показателям безопасности. В 2013 году всего было отобрано 715 образцов почв для исследований.
Управлением в 2013 г. проводились проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих организацию и проведение сбора отходов производства и потребления от населения; выявление несанкционированных мест размещения отходов; соблюдение санитарных правил на действующих полигонах ТБО.
Мониторинг состояния растительности включает лесопатологический мониторинг (ЛПМ). На территории Красноярского края лесопатологический мониторинг выполняет Центр защиты леса по Красноярскому краю. Лесопатологический мониторинг включает следующие мероприятия: наземные регулярные наблюдения за состоянием объектов ЛПМ выборочными методами, лесопатологическую таксацию, учеты численностей вредителей и развития болезней, детальный надзор за рредителями леса и болезнями. Лесопатологический мониторинг в разрезе лесозащитных районов был проведен в Енисейском лесозащитном районе на площади 7,5 тыс. га, Красноярском – 24,5 тыс. га, Саянском – 2 306,95 тыс. га, Тюхтетско-Кодинском – 2 589,15 тыс. га.
Наземные регулярные наблюдения за состоянием объектов ЛПМ выборочными методами. В 2013 году специалистами ЦЗЛ Красноярского края лесопатологический мониторинг – проверка пунктов постоянных наблюдений (ППН) проведён на общей площади 4813,5 тыс. га в 5 лесничествах на 282 пунктах. В зоне средней лесопатологической угрозы проверено 204 проверки ППН, в зоне сильной лесопатологической угрозы – 63 проверки ППН. В зоне слабой лесопатологической угрозы работы не проводились.
Лесопатологическая таксация. Лесопатологическая таксация в 2013 году проведена в 22 лесничествах с целью сбора информации о санитарном и лесопатологическом состоянии участков леса на общей площади 64,4 тыс. га. Основное внимание при проведении лесопатологической таксации уделялось насаждениям, поврежденным стволовым вредителем – полиграфом уссурийским и лесными пожарами. В зоне средней лесопатологической угрозы таксация выполнена на площади 33,2 тыс. га, в зоне сильной лесопатологической угрозы – 31,2 тыс. га.
Учеты численности вредителей и развития болезней. Учет численности вредителей проведен в 12 лесничествах края на площади 50,2 тыс. га: в зоне сильной лесопатологической угрозы – 9,35 тыс. га, средней – 40,85 тыс. га.
Наибольший объем работ проведен по шелкопряду сибирскому на площади 49,9 тыс. га, из них в пихтовых насаждениях – 49,6 тыс. га, в кедровых – 0,15 тыс. га, в лиственничных – 0,13 тыс. га, в березовых – 0,011 тыс. га.
Мониторинг состояния земель и растительности. Наблюдения за состоянием земель и растительности КГБУ «ЦРМПиООС» проводились дистанционным способом на 8 территориях в зоне воздействия предприятий нефтегазовой отрасли (далее – НГО): Ванкорское, Юрубченское, Куюмбинское, Тагульское, Собинское, Пайгинское и Сузунское месторождения, Терско-Камовская группа месторождений.
Дистанционные наблюдения проводились с использованием материалов космической съемки как среднего, так и высокого пространственного разрешения.
При дистанционных наблюдениях на территориях выявлялись:
участки загрязненных земель, в том числе нефтью и нефтепродуктами;
нарушения границ лицензионных участков (выход за границы лицензионных участков кустовых площадок, подъездных дорог, вырубок и др.) с определением их размеров;
объекты инфраструктуры, объекты размещения отходов (в том числе свалки) с определением их размеров;
площадки разведочных скважин, кусты бурения скважин, шламонакопители, отстойники промышленных вод, открытые карьерные разработки, промысловые нефтепроводы.
Мониторинг состояния охотничьих ресурсов. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения проводится с целью получения сведений о численности копытных, пушных животных и птиц, отнесенных в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ к охотничьим ресурсам, путем подсчета следов копытных и пушных животных на снегу и визуальной регистрации (учета) птиц на заранее определенном маршруте.
На территории Красноярского края к основным видам охотничьих птиц отнесены глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, бородатая куропатка. К основным видам охотничьих животных отнесены соболь, дикий северный олень, сибирский горный козел, овцебык, благородный олень, лось, сибирская косуля, кабарга, рысь, кабан, бурый медведь, барсук.
Численность охотничьих птиц и животных в крае в 2013 году оценивалась по данным зимнего маршрутного учета, проведенного в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета».
Полевые работы по подсчету на учетном маршруте следов зверей на снегу и учет птиц проводятся в период январь-февраль. При подготовке к ЗМУ осуществляется подготовка схемы территории, пригодной для обитания зверей и птиц, на которую необходимо получить сведения о численности и (или) плотности населения зверей и с нанесением на нее протяженности и количества маршрутов, на которых планируется осуществлять учет зверей и птиц. Составляется ведомость учетных маршрутов и экспликация площадей категорий среды обитания зверей и птиц.
Среда обитания распределяется в три группы категорий – лес, поле, болото. В группу категорий «лес» входят категории: леса, молодняки и кустарники, пойменные комплексы, преобразованные и поврежденные участки (за исключением участков с нарушенным в результате добычи полезных ископаемых и других техногенных воздействий почвенным покровом). В группу категорий «поля» входят категории: лугово-степные комплексы, пустыни и камни, сельскохозяйственные угодья, внутренние водоемы, замерзающие в период проведения учетных работ, береговые комплексы. В группу категорий «болота» входят болота.
Для расчета численности данного вида зверей используются пересчетные коэффициенты. Данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.
В 2013 году на территории Красноярского края зимний маршрутный учет был проведен в период с 01 января по 28 февраля, учетами охвачено 43 района. В целом по Красноярскому краю собрана и обработана 3781 карточка (ведомость зимнего маршрут-ного учета). В предыдущие годы объем первичных материалов составлял порядка 1600 карточек. Учитывая требования новых Методических указаний, количество учетных маршрутов возросло в несколько раз.
На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района зимний маршрутный учет не проводится. Данные по численности дикого северного оленя, овцебыка, лося включают в себя экспертную оценку специалистов Государственного научного учреждения «НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера» РАСХН.
Расчет квот изъятия охотничьих ресурсов на сезон охоты 2013-2014 гг. производился в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденными приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138, а также требованиями приказа Минприроды России от 29.06.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».
Мониторинг состояния водных биологических ресурсов. Государственный мониторинг водных биологических ресурсов регулируется Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 994 «Об утверждении положения «Об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных» (в ред. от 22.10.2012 № 1082). Мониторинг является частью государственного мониторинга окружающей среды.
На территории края мониторинг осуществляет Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, в том числе:
- государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга;
- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ;
- искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных биологических ресурсов.
Результаты мониторинга используются для утверждения общего допустимого улова рыбных ресурсов конкретного вида в определенных районах, масштабы и динамику воспроизводства в водных объектах, виды и объемы рыбохозяйственной мелиорации.
- Государственный доклад
- Содержание
- Часть 1 Качество окружающей среды и состояние природныхресурсов
- 1 Атмосферный воздух
- 1.1 Загрязнение атмосферного воздуха городов края отдельными веществами
- Уровень загрязнения атмосферного воздуха городов края
- 2 Поверхностные и подземные воды
- 2.1 Общая характеристика водных объектов и их ресурсов
- 2.1.1 Ресурсы поверхностных вод
- 2.1.2 Ресурсы подземных вод
- 2.2 Загрязнение поверхностных вод
- 2.3 Загрязнение подземных вод
- Земельные ресурсы и почвы
- 3.1 Распределение земельного фонда по целевому назначению
- 3.1.1 Земли сельскохозяйственного назначения
- 3.1.2 Земли населенных пунктов
- 3.1.4 Земли особо охраняемых территорий и объектов
- 3.1.5 Земли лесного фонда
- 3.1.6 Земли водного фонда
- 3.1.7 Земли запаса
- 3.2 Состояние земель и почв
- 3.2.1. Нарушенные земли
- 3.2.2 Экологическое состояние земель и почв
- 4 Недра и минеральные ресурсы
- 4.1 Запасы и объемы добычи полезных ископаемых
- 4.1.1 Топливно-энергетическое сырье
- 4.1.2. Металлические полезные ископаемые
- 4.1.3. Неметаллические полезные ископаемые
- 4.1.4. Строительные материалы
- 4.1.5 Динамика добычи полезных ископаемых
- 4.2 Состояние недр
- 4.2.1 Экзогенные геологические процессы
- 4.2.2 Эндогенные процессы
- 5 Радиационная обстановка
- 5.1 Радиационная обстановка в Красноярском крае
- 5.2 Радиационная обстановка в районе размещения фгуп «гхк»
- 5.3 Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края по состоянию на 31.12.2013.
- 1. Перечень объектов, использующих источники ионизирующего излучения1)
- 2. Общая характеристика объектов, использующих источники ионизирующего излучения
- 3. Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды
- 4. Наличие на территории радиационных аномалий и загрязнений
- 5. Структура облучения населения при медицинских процедурах
- 7. Количество радиационных аварий и происшествий
- 8. Наличие случаев лучевой патологии
- 9. Анализ мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и выполнению норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности за год
- 10. Наличие соответствующей структуры у администрации территории субъекта рф для ликвидации радиационных аварий и происшествий, наличие средств и сил
- 11. Оценка администрацией территории субъекта рф радиационной ситуации на территории в отчетном году
- 6 Климатические особенности 2013 года
- 6.1 Температура воздуха
- 6.2 Атмосферные осадки
- 6.3 Общее содержание озона в 2013 году1
- 6.4 Опасные природные явления и процессы
- 7 Растительный мир
- 7.1 Общая характеристика лесов
- 7.2 Воспроизводство лесных ресурсов
- 7.3 Лесные пожары
- 7.4 Санитарное и лесопатологическое состояние лесов
- 8 Животный мир
- 8.1 Беспозвоночные животные
- 8.2 Наземные позвоночные животные
- 8.3 Рыбные ресурсы
- 8.4 Виды животных, нуждающиеся в особой охране
- 9 Особо охраняемые природные территории
- 9.1 Особо охраняемые природные территории федерального значения
- 9.1.1 Заповедники Таймыра
- 9.1.2 Государственные природные биосферные заповедники
- 9.1.3 Государственные природные заповедники
- 9.1.4 Национальные парки
- 9.2 Особо охраняемые природные территории краевого и местного значения
- 9.2.1 Состав оопт краевого и местного значения
- 9.2.2 Заказники и памятники природы
- 9.2.3 Природные парки
- Часть II Воздействие на окружающую среду и население
- 10 Воздействие основных видов экономической деятельности
- 10.1 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
- 10.2 Обрабатывающие производства
- 10.3 Добыча полезных ископаемых
- 10.4 Транспорт и связь
- 11 Воздействие на атмосферный воздух
- 11.1 Выбросы загрязняющих веществ в Красноярском крае
- 11.2 Выбросы загрязняющих веществ в городах и районах Красноярского края
- 12 Антропогенное воздействие на поверхностные и подземные воды
- 12.1 Использование поверхностных и подземных вод в Красноярском крае
- 12.2 Использование поверхностных и подземных вод в городах и районах
- 13 Использование объектов растительного и животного мира
- 13.1 Лесопользование
- 13.2 Освоение охотничьих ресурсов
- 13.3 Освоение рыбных ресурсов
- 14 Обращение с отходами производства и потребления
- 15 Промышленные и транспортные аварии и катастрофы
- 16 Воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения
- 16.1 Демографическая ситуация в крае
- 16.2 Качество атмосферного воздуха и здоровье населения
- 16.3 Качество питьевой воды и здоровье населения
- 16.4 Влияние физических факторов на здоровье населения
- 16.5 Заболеваемость населения, обусловленная воздействием факторов окружающей среды
- 16.6 Природно-очаговые заболевания
- Часть III Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования
- 17 Экологическая политика Красноярского края
- 18 Изменение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в 2013 году
- 19 Государственный экологический мониторинг
- 19.1 Мониторинг атмосферного воздуха, химического состава осадков, снежного покрова
- 19.2 Мониторинг поверхностных вод суши
- 19.3 Мониторинг состояния земель, растительности и животного мира
- 19.4 Мониторинг радиационной обстановки
- 19.5 Мониторинг состояния недр
- 20 Государственный экологический надзор
- 20.1 Надзор, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю
- 20.2 Надзор, осуществляемый Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю
- 20.3 Надзор, осуществленный Енисейским Управлением Ростехнадзора
- 20.4 Надзор, осуществленный Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю
- 20.5 Надзор, осуществленный Енисейским территориальным управлением Росрыболовства
- 20.6 Надзор, осуществляемый службой по контролю в сфере природопользования
- 20.7 Надзор, осуществляемый службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края
- 21 Государственная экологическая экспертиза
- 22 Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования
- 23 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 23.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- 23.2 Мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования
- 23.2.1 Деятельность органов исполнительной власти по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в том числе итоги реализации мероприятий
- 23.2.2 Природоохранные мероприятия, реализованные предприятиями и территориальными органами федеральных служб
- 24 Экологическое образование, воспитание и формирование экологической культуры
- 24.1 Деятельность министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области экологического образования и просвещения
- 24.2 Эколого-просветительская деятельность в особо охраняемых природных территориях
- 24.2.1 Эколого-просветительская деятельность в заповедниках в 2013 году
- 24.3 Дополнительное профессиональное образование в природоохранной сфере
- 25 Участие общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды