§2. Особенности управления охраной лесного фонда
Леса первой, второй и третьей групп
Управление охраной лесного фонда имеет свои особенности. На состояние использования и охраны лесного фонда оказывают ре- шающее влияние уровень ведения на них лесного хозяйства, раз- граничение по группам лесов и перевод их из одной категории в другую, принципы и структура управления лесным хозяйством.
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по груп- пам лесов и разграничение по категориям защитности: в зависимо- сти от этой классификации устанавливается и осуществляется правовой режим лесопользования и охраны лесов.
Выделяются леса первой, второй и третьей групп. В лесах ука- занных групп могут быть выделены особо защитные участки с ог- раниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса, вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распрост- ранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.
К первой группе относятся леса, основным назначением кото- рых является выполнение защитных функций, и леса особо охра- няемых природных территорий. Леса первой группы включают ка- тегории защитности:
запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, за- претные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистра- лей, автомобильных дорог федерального, республиканского и об- ластного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие важ- ное значение для защиты окружающей среды;
зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государ- ственных природных заповедников, национальных парков, при-
Правовая охрана лесов
161
родных парков; леса первого и второго поясов зон санитарной ох- раны источников водоснабжения и округов санитарной охраны ку- рортов; особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.
Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотно- стью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, вы- полняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования:.
К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имею- щие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса раз- деляются на освоенные и резервные. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании ма- териалов лесоустройства и специальных обследований по пред- ставлению федерального органа управления лесным хозяйством.
С граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществ- ляется указанный перевод, взимается плата на основании кадаст- ровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фон- да, которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства.
Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полез- ных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и не требующих перевода лесных земель в нелесные, осуществляются на основа- нии разрешения лесхоза. В разрешении указываются наименова- ние проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требова- ния к охране окружающей среды. Если выполнение работ связано с рубкой леса, то лесхоз выписывает лесорубочный билет.
Принципы ведения лесного хозяйства
Организация ведения хозяйства в области использования, охра- ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах:
устойчивого развития, т. е. сбалансированного развития эко- номики и улучшения состояния окружающей среды;
рационального, непрерывного, неистощительного использо- вания лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
несовместимости реализации функций государственного управления лесным фондом с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (со-
I
в мещение контрольных и производственных функций приносило свои издержки и в конечном счете убытки для общества). В области природопользования и охраны окружающей среды отделение при- родоохранной функции от использования природных ресурсов яв- ляется задачей сравнительно новой, болезненно решаемой ввиду постоянного противоборства экономики и экологии.
Одним из принципов ведения лесного хозяйства и рациональ- ного использования лесного фонда является принцип активной роли государства в управлении лесным хозяйством. Федеральное агентство лесного хозяйства, созданное в ходе административной реформы 2004 г., имеет своим головным органом МПР России и осуществляет возложенные правоприменительные и контроль- ные функции непосредственно и через свои территориальные органы.
Понятие древесно-кустарниковой растительности
Сравнительно новым правовым институтом, закрепляемым за- конодательством РФ, предоставляющим гражданам значительные полномочия в области лесных отношений, является «древесно-ку- старниковая растительность».
Не входит в лесной фонд, но является объектом лесных отноше- ний древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
землях сельскохозяйственного назначения, в том числе зем- лях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хо- зяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов (поселений), в том числе предо- ставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов — они не входят в лесной фонд, охватываются парко-, лесоустройством и используются прежде всего органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления);
землях водного фонда (на полосах отводов каналов);
землях иных категорий.
Главное последствие выведения древесно-кустарниковой рас- тительности за скобки лесного фонда отражается на правовом режиме владения, пользования и распоряжения древесно-кус- тарниковой растительностью: древесно-кустарниковая расти- тельность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательства- ми РФ.
Правовая охрана лесов • 163
Если древесно-кустарниковая растительность расположена на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, то она принадлежит им на праве собственно- сти со многими вытекающими из этого последствиями. Тем не ме- нее собственник этой растительности обязан соблюдать требова- ния лесного законодательства и законодательства о растительном мире, выполнять обязанности лесопользователей.
Еще важнее то, что древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
Таким образом, со временем и по мере развития частной соб- ственности возрастают масштабы и площади древесно-кустарни- ковой растительности, распоряжение которой осуществляется свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде.
На землях сельскохозяйственного назначения древесно-кус- тарниковая растительность предназначена для защиты от воздей- ствия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных и водорегу- лирующих свойств. Поэтому рубки ухода, реконструкции, обнов- ления, санитарные рубки должны здесь обеспечивать выполнение этих функций.
На землях железнодорожного транспорта древесно-кустарни- ковая растительность предназначается для защиты магистралей от заносов, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроиз- водства указанной древесно-кустарниковой растительности осу- ществляется федеральным органом исполнительной власти в об- ласти железнодорожного транспорта, который и определяет по- рядок проведения рубок здесь и осуществляет государственный контроль (наряду с другими специально уполномоченными госу- дарственными органами).
Расположенная на полосах отвода автомобильных дорог и кана- лов древесно-кустарниковая растительность также имеет свои специфические задачи и режим использования. Государственный контроль за этой растительностью осуществляется органами госу- дарственной власти субъектов РФ, федеральным органом управ- ления лесным хозяйством и специально уполномоченным государ- ственным органом в области охраны окружающей среды — Мини- стерством природных ресурсов РФ.
164 • Глава 13
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть