logo
Ekol_pravo_Bogolyubov_2008

§2. Особенности управления охраной лесного фонда

Леса первой, второй и третьей групп

Управление охраной лесного фонда имеет свои особенности. На состояние использования и охраны лесного фонда оказывают ре- шающее влияние уровень ведения на них лесного хозяйства, раз- граничение по группам лесов и перевод их из одной категории в другую, принципы и структура управления лесным хозяйством.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по груп- пам лесов и разграничение по категориям защитности: в зависимо- сти от этой классификации устанавливается и осуществляется правовой режим лесопользования и охраны лесов.

Выделяются леса первой, второй и третьей групп. В лесах ука- занных групп могут быть выделены особо защитные участки с ог- раниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса, вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распрост- ранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.

К первой группе относятся леса, основным назначением кото- рых является выполнение защитных функций, и леса особо охра- няемых природных территорий. Леса первой группы включают ка- тегории защитности:

Правовая охрана лесов

161

родных парков; леса первого и второго поясов зон санитарной ох- раны источников водоснабжения и округов санитарной охраны ку- рортов; особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.

Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотно- стью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, вы- полняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования:.

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имею- щие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса раз- деляются на освоенные и резервные. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании ма- териалов лесоустройства и специальных обследований по пред- ставлению федерального органа управления лесным хозяйством.

С граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществ- ляется указанный перевод, взимается плата на основании кадаст- ровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фон- да, которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полез- ных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и не требующих перевода лесных земель в нелесные, осуществляются на основа- нии разрешения лесхоза. В разрешении указываются наименова- ние проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требова- ния к охране окружающей среды. Если выполнение работ связано с рубкой леса, то лесхоз выписывает лесорубочный билет.

Принципы ведения лесного хозяйства

Организация ведения хозяйства в области использования, охра- ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах:

  1. устойчивого развития, т. е. сбалансированного развития эко- номики и улучшения состояния окружающей среды;

  2. рационального, непрерывного, неистощительного использо- вания лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;

  3. несовместимости реализации функций государственного управления лесным фондом с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (со-

I

162 • Глава 13

в мещение контрольных и производственных функций приносило свои издержки и в конечном счете убытки для общества). В области природопользования и охраны окружающей среды отделение при- родоохранной функции от использования природных ресурсов яв- ляется задачей сравнительно новой, болезненно решаемой ввиду постоянного противоборства экономики и экологии.

Одним из принципов ведения лесного хозяйства и рациональ- ного использования лесного фонда является принцип активной роли государства в управлении лесным хозяйством. Федеральное агентство лесного хозяйства, созданное в ходе административной реформы 2004 г., имеет своим головным органом МПР России и осуществляет возложенные правоприменительные и контроль- ные функции непосредственно и через свои территориальные органы.

Понятие древесно-кустарниковой растительности

Сравнительно новым правовым институтом, закрепляемым за- конодательством РФ, предоставляющим гражданам значительные полномочия в области лесных отношений, является «древесно-ку- старниковая растительность».

Не входит в лесной фонд, но является объектом лесных отноше- ний древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

Главное последствие выведения древесно-кустарниковой рас- тительности за скобки лесного фонда отражается на правовом режиме владения, пользования и распоряжения древесно-кус- тарниковой растительностью: древесно-кустарниковая расти- тельность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательства- ми РФ.

Правовая охрана лесов • 163

Если древесно-кустарниковая растительность расположена на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, то она принадлежит им на праве собственно- сти со многими вытекающими из этого последствиями. Тем не ме- нее собственник этой растительности обязан соблюдать требова- ния лесного законодательства и законодательства о растительном мире, выполнять обязанности лесопользователей.

Еще важнее то, что древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Таким образом, со временем и по мере развития частной соб- ственности возрастают масштабы и площади древесно-кустарни- ковой растительности, распоряжение которой осуществляется свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде.

На землях сельскохозяйственного назначения древесно-кус- тарниковая растительность предназначена для защиты от воздей- ствия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных и водорегу- лирующих свойств. Поэтому рубки ухода, реконструкции, обнов- ления, санитарные рубки должны здесь обеспечивать выполнение этих функций.

На землях железнодорожного транспорта древесно-кустарни- ковая растительность предназначается для защиты магистралей от заносов, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроиз- водства указанной древесно-кустарниковой растительности осу- ществляется федеральным органом исполнительной власти в об- ласти железнодорожного транспорта, который и определяет по- рядок проведения рубок здесь и осуществляет государственный контроль (наряду с другими специально уполномоченными госу- дарственными органами).

Расположенная на полосах отвода автомобильных дорог и кана- лов древесно-кустарниковая растительность также имеет свои специфические задачи и режим использования. Государственный контроль за этой растительностью осуществляется органами госу- дарственной власти субъектов РФ, федеральным органом управ- ления лесным хозяйством и специально уполномоченным государ- ственным органом в области охраны окружающей среды — Мини- стерством природных ресурсов РФ.

164 • Глава 13