logo
Ekol_pravo_Bogolyubov_2008

§3. Акты Президента и Правительства

Указы Президента РФ

В России наиболее массовым источником экологического права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные норма- тивные акты. В их число входят и имеют наивысшую после Консти- туции и законов Российской Федерации силу указы Президента РФ.

Они являются главными подзаконными актами и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Основным видом подзаконных актов они при- знаются потому, что Президент РФ определяет основные направ- ления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 90 Конститу-

Источники экологического права • 29

ции РФ) и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Прези- дента РФ обязательны для исполнения на всей территории Рос- сийской Федерации.

Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу». Эти положения присяги имеют непосредственное отношение к эколо- гическому праву, так как экологические права физических и юри- дических лиц являются конституционными, основными, по их по- воду нередко выражается озабоченность граждан и возникают со- ответствующие споры.

В 1990-е гг. указы Президента РФ в регулировании обществен- ных отношений играли доминирующую роль, что объяснялось устарелостью некоторых частей законодательства, необходимо- стью оперативного восполнения пробелов в нем. Веху в развитии законодательства составили указы Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграр- ной реформы в России», от 7 марта 1996 г. «О реализации конститу- ционных прав граждан на землю», от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в аг- ропромышленном комплексе», от 7 июня 1996 г. «О государствен- ной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных под- собных хозяйств».

В XXI в. роль Президента РФ как главы государства в регули- ровании общественных отношений не снизилась и проявляется не столько в издании соответствующих указов как источников права, сколько в активизации и реализации экологической политики, формировании национальных приоритетов, выстраивании верти- кали власти, инициировании, координации и поддержке деятель- ности законодательных и исполнительных органов государствен- ной власти в области важнейших общественных отношений, обес- печении верховенства Конституции и законов РФ.

Акты Правительства РФ

Следующую ступень источников экологического права в иерар- хии подзаконных актов составляют постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, норматив- ных указов Президента РФ и являются обязательными к исполне- нию в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

30 • Глава 2

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции РФ полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и ре- ализации экологических отношений, а именно:

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществ- ляя распорядительные функции, активно участвует в формирова- нии экологического права.

Примыкают к нормативным правовым актам такие распоряже- ния Правительства РФ, носящие разовый характер, но порождаю- щие правовые последствия, как об утверждении экологической доктрины Российской Федерации, о Межправительственном кон- сультативном комитете, созданном в соответствии с Соглашением с США о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства, о Рос- сийско-иранской комиссии по вопросам рыбного хозяйства.

Президент и Правительство РФ субъекты законодательной инициативы

Президент и Правительство РФ активно принимают оператив- ные меры по налаживанию и обеспечению экологического правопо- рядка Указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ составляют значительную и действенную часть элементов и источников экологического права.

Кроме того, являясь субъектами права законодательной иници- ативы, Президент РФ и Правительство РФ широко пользуются этим и вносят в Федеральное Собрание РФ подготовленные зако- нопроекты: за последние годы почти три четверти принятых в Го- сударственной Думе РФ и одобренных в Совете Федерации РФ за- конопроектов были внесены и рассмотрены по инициативе Прези- дента РФ и Правительства РФ.

Президент РФ и Правительство РФ стимулируют, организуют и координируют разработку федеральных законопроектов подчинен-

Источники экологического права • 31

н ыми им органами и учреждениями. Администрация Президента РФ, его Управление по внутренней политике и Государственно-правовое управление взаимодействуют с палатами и фракциями Федерально- го Собрания РФ, производят экспертизу законопроектов и координи- руют законопроектную деятельность в федеральных округах.

При Правительстве РФ создана и функционирует специальная Комиссия по законопроектной деятельности, действуют рабочие группы и комиссии, в частности по разработке нормативных пра- вовых актов в области реформирования и регулирования земель- ных отношений.

В подведомственных органах исполнительной власти аппара- том Правительства РФ контролируется и координируется подго- товка не только федеральных законопроектов, но и иных норма- тивных правовых актов: проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, проектов актов федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, которые должны раз- рабатываться во исполнение федеральных законов, указов Прези- дента РФ и актов Правительства РФ.

От подведомственных организаций Правительство РФ требует составления и утверждения плана подготовки и принятия проек- тов нормативных актов одновременно с разработкой и принятием закона, указа или акта Правительства РФ, для того чтобы требова- ния указанных актов сразу после их вступления в силу были под- креплены соответствующими подзаконными актами и таким обра- зом были всесторонне исполнены.

В федеральных законах, принимаемых в последнее время, воз- растает число вопросов, которые должны решаться актами Прави- тельства РФ, занимающими все большее место среди источников экологического права. Это способствует обеспечению стабильности экологического права, отнесению к ведению Федерального Собра- ния РФ наиболее значимых аспектов общественных отношений.

С расширением компетенции Президента РФ и Правитель- ства РФ появляется возможность более оперативно влиять на ре- гулирование экологических отношений, поскольку процедура под- готовки, обсуждения и принятия правительственных актов менее длительна и сложна, чем процедура рассмотрения федеральных законов.