§3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
Предупреждение и устранение звуковых колебаний
Российское право одним из первых предусмотрело более двух десятков лет назад такие виды физических вредных воздействий на атмосферный воздух, как шумы и радиация, и подвергло об- щественные отношения по поводу них правовому регулированию.
Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных физических воздействий через атмосферу устанав- ливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и тру- доспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую среду. Отдельные виды
186 • Глава 15
в редного физического воздействия на атмосферный воздух могут допускаться на основании специальных разрешений.
Санитарными нормами допустимого уровня шума на террито- рии жилой застройки установлено, что он не должен превышать 60 дБ, а в ночное время с 23 до 7 ч — 45 дБ. Для санаторно-курорт- ных зон эти нормативы составляют соответственно 40 и 30 дБ.
В целях борьбы с производственными и иными шумами должны осуществляться внедрение малошумных технологических процес- сов; улучшение конструкций транспортных средств и их эксплуа- тации, содержания железнодорожных и трамвайных путей, авто- мобильных дорог и уличных покрытий; размещение аэродромов и аэропортов, промышленных сооружений и оборудования на необ- ходимом расстоянии от населенных пунктов и районов жилой за- стройки; улучшение планировки и застройки городов и других на- селенных пунктов; предупреждение и снижение бытовых шумов.
Уровень шумового загрязнения атмосферного воздуха во мно- гом зависит от граждан: они обязаны соблюдать правила тишины в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах и площадях горо- дов, в местах отдыха и других общественных местах, в местах мас- сового скопления и размножения диких зверей и птиц, особенно в вечернее и ночное время, отведенное для сна, — обычно после 22 ч и до 7—8 ч утра. Эти правила принимаются субъектами Федера- ции или органами местного самоуправления; в них нередко преду- сматриваются в случае нарушения штрафы, налагаемые в адми- нистративном порядке.
Правовая защита от радиационного загрязнения
Содержание радиоактивных веществ должно регулироваться не только в атмосфере, но и в земле и других элементах окружаю- щей среды, в продуктах питания, в бытовых предметах. Однако оно впервые подверглось регулированию применительно к атмосфер- ному воздуху и через него осуществляется их основное воздей- ствие. Предельно допустимый уровень радиационного облучения населения устанавливается в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
Головным актом в этой области является Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населе- ния». Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в об- ласти обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Правила радиационной безопасности, регламентирующие тре- бования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизи-
Правовая охрана атмосферного воздуха «187
р ующего излучения, утверждаются федеральным органом испол- нительной власти по атомному надзору. Указом Президента РФ в 2004 г. создана Федеральная служба по экологическому, техноло- гическому и атомному надзору, руководство которой осуществля- ет Правительство РФ.
Законом используются такие основные понятия, как ионизи- рующее излучение, естественный радиационный фон, техногенно измененный радиационный фон, эффективная доза, санитарно-за- щитная зона, радиационная авария, зона наблюдения, необходи- мые для правовой охраны атмосферного воздуха от радиационного воздействия.
Меры предупреждения
негативного радиационного воздействия
Радиационное воздействие объективно оказывает космическое пространство и иные естественные источники излучения. Поэтому технически развитое общество пытается правовыми и иными средствами предупредить, по возможности исключить излишнее излучение и излучение, оказываемое антропогенной, хозяйствен- ной деятельностью.
В этих целях научно-исследовательские и опытно-конструк- торские работы в области обращения с источниками ионизирую- щего облучения, их проектирование, сооружение, изготовление для них технологического оборудования и средств радиационной защиты осуществляются только на основании специальных разре- шений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ве- дение лицензирования.
Такой же порядок установлен для работ в области Добычи, про- изводства, транспортирования, хранения, использования, обслу- живания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения. Согласно ст. 48 ФЗ «Об охране окружающей среды» ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и ядерных материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются.
Организации обязаны:
осуществлять контроль за радиационной обстановкой на ра- бочих местах, в помещениях, на территориях организаций; прово- дить учет индивидуальных доз облучения работников;
проводить подготовку и аттестацию руководителей и испол- нителей работ; организовывать проведение медицинских осмотров.
Учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
188
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть