§2. Правоотношения в области животного мира
Допустимые формы собственности
Законодательство предусматривает господство государствен- ной формы собственности на объекты животного мира. В соответ-
170 • Глава 14
с твии с Федеральным законом «О животном мире» право собствен- ности на животный мир в пределах территории Российской Феде- рации принадлежит Российской Федерации и субъектам РФ, а разграничение на федеральную собственность и собственность субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном феде- ральным законом.
К объектам федеральной собственности относятся животные, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесен- ные в Красную книгу РФ; обитающие на особо охраняемых при- родных территориях федерального значения; населяющие терри- ториальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отне- сенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ В то же время перечень объектов животного мира, относящих- ся к федеральной собственности, является открытым.
Специфическая особенность животного мира — миграция. Ди- кие животные постоянно перемещаются, преодолевая подчас ог- ромные расстояния, пересекая не только границы субъектов РФ, , но и Государственную границу РФ. Проделывают большой водный путь в ходе своего жизненного цикла проходные и полупроходные виды рыб, в том числе ценные по своим природным качествам ло- сосевые и осетровые.
Это делает практически невозможным установление правового режима частной собственности на животный мир. Исключение со- ставляют лишь водные биоресурсы, обитающие в замкнутых водо- емах (прудах и карьерах), которые могут находиться соответ- ственно в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности сообразно формам собственности на сами водные объекты (ст. 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
Специфика пользования животным миром
Использование объектов животного мира понимается законом как изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворе- ния материальных или духовных потребностей человека с изъяти- ем их из среды обитания или без такового. К субъектам права пользования животным миром относятся российские и иностран- ные юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Обычным условием пользования животным миром является выдача лицензии (или разрешения). Это одно из главных требова-
Правовая охрана животного мира • 171
н ий федеральных законов «О животном мире» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Поскольку объекты животного мира можно предоставлять в долгосрочное и кратко- срочное пользование, то соответственно различают долгосрочные и именные разовые (краткосрочные) лицензии. Долгосрочное поль- зование осуществляют юридические лица, краткосрочное — граж- дане.
Федеральный закон «О животном мире» устанавливает приори- теты в праве пользования животным миром для некоторых катего- рий субъектов. Первой из таких категорий являются коренные ма- лочисленные народы и этнические общности, которым предостав- лены право первоочередного выбора промысловых угодий, а также исключительное право на добывание определенных объектов жи- вотного мира и продуктов их жизнедеятельности. Названные субъекты имеют льготы по срокам и районам добывания объектов животного мира, количеству добываемых объектов животного мира.
Вторая приоритетная категория — граждане, чье существова- ние и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (охота, рыболовство, соби- рательство). Причем это право может быть реализовано как инди- видуально, так и коллективно — в рамках объединений (семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотни- ков, собирателей, рыболовов).
В-третьих, приоритет предоставляется российским юридиче- ским лицам и гражданам, которые ранее осуществляли в установ- ленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории; собственникам земель, земле- владельцам и владельцам лесного фонда.
Пользование животным миром прекращается посредством ан- нулирования лицензии в случаях отказа от пользования; истече- ния установленного срока пользования; возникновения необходи- мости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, акватории для государ- ственных нужд, исключающих пользование животным миром, ликвидации предприятия, учреждения, организации; нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и ус- ловий пользования животным миром.
Охота
Под охотой понимается изъятие диких животных для целей по- требления, изучения, создания коллекций, содержания в неволе или в полувольных условиях. Наряду со зверями и птицами, со-
172 • Глава 14
ставляющими охотничий фонд, в охотничье хозяйство входят еще и охотничьи угодья — все земельные, лесные, водные площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц
Право на охоту приобретается исключительно в разрешитель- ном порядке (т. е. необходимо получение лицензии). Следует раз- личать активную охоту, т. е охоту с использованием оружия или ловчих животных (собак, птиц) методом выслеживания и добычи, и пассивную — с использованием капканов, садков, сетей, других стационарно установленных орудий добычи. Исходя из целей охо- ты, ее можно классифицировать на промысловую и любительскую (спортивную) Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружи- ем, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьи- ми собаками и ловчими птицами пользуются все граждане России, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдав- шие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государ- ственную пошлину в установленном размере.
Рыболовство
Под рыболовством понимается деятельность по добыче (выло- ву) водных биологических ресурсов. Федеральный закон 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» со- здает единую основу правового регулирования отношений в облас- ти водных биоресурсов. В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» решаются вопросы права собственности на водные биоресурсы и пользования ими, регламентируются предоставление квот и разрешений на вылов водных биоресурсов, заключение договоров пользованиярыбопро- мысловыми участками. В частности, предусматривается продажа промышленных квот на аукционах и конкурсах на право заключе- ния названных договоров. Это обеспечивает определенную состя- зательность при получении права пользования водными биоре- сурсами.
Право пользования водными биоресурсами возникает на осно- вании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, догово- ра пользования рыбопромысловым участком и по иным основани- ям, предусмотренным настоящим Законом. Разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов обязательно содержат в себе инфор- мацию о квотах, орудиях, способах и сроках вылова биоресурсов, о рыбопромысловых участках, районах промысла. В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресур- сов» предусмотрены предмет и другие основные условия договора пользования рыбопромысловым участком Предмет договора —• рыбопромысловый участок, состоящий из акватории водного объек-
Правовая охрана животного мира • 173
та или его части и прибрежной полосы суши. Основными условия- ми являются виды рыбохозяйственной деятельности, сроки поль- зования, порядок внесения платежей, требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
От рыболовства отличается рыбоводство — выращивание ры- бы, других водных животных и растений. При этом промышленное рыбоводство (аквакультура) рассматривается как предпринима- тельская деятельность по выращиванию рыбы, других водных жи- вотных и растений. Именно рыбоводство позволяет повышать ко- личество и качество запасов водных биоресурсов, пострадавших от массового загрязнения вод и гидротехнического строительства. В то же время рыбоводство — важнейший механизм обеспечения продовольственной безопасности.
Иные виды пользования животным миром
Фаунистическое законодательство предусматривает иные виды пользования животным миром, не принадлежащие к охоте, рыбо- ловству или к рыбоводству:
добывание объектов животного мира, не отнесенных к объек- там охоты и рыболовства;
пользование животным миром в научных, культурно-про- светительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях;
использование полезных свойств жизнедеятельности объек- тов животного мира — почвообразователей, естественных санита- ров среды, опылителей растений и др. — допускается без изъятия их из среды обитания;
получение продуктов жизнедеятельности объектов живот- ного мира (мед, воск диких пчел) возможно без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания
Особенности государственного управления
В области охотничьего хозяйства государственное управление осуществляет Минсельхоз России, в его системе функционирует Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному над- зору (Россельхознадзор). В свою очередь, в области рыбного хозяй- ства оказание государственных услуг и управление государствен- ным имуществом доверены Федеральному агентству по рыбо- ловству (Росрыболовство), находящемуся в системе Минсельхоза России. Контроль же доверен тому же Россельхознадзору. Таким образом, реализованы положения Федерального закона «О рыбо- ловстве и сохранении водных биологических ресурсов» о разделе-
174
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть